20.11.2023 19:46
Экономика

ФАС усилила контроль за рекламой

Текст:  Екатерина Свинова
Российская газета - Столичный выпуск: №263 (9208)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении компании "Яндекс" из-за нарушения рекламного законодательства. Компании грозит штраф 500 тыс. рублей. Это уже второй случай, связанный с нарушением компанией правил рекламы за месяц. Ранее антимонопольная служба также оштрафовала Почта Банк. С 1 сентября начали действовать правила за отсутствие маркировки рекламы в интернете. Подобные прецеденты в будущем скажутся на стоимости рекламных услуг, считают эксперты.
Читать на сайте RG.RU

"Компания распространяла рекламу с недостоверными сведениями о цене услуги", - пояснили в ФАС. Предприятие указывало в рекламе более низкую цену на подписку "Яндекс Плюс", чем было на самом деле. В случае установления вины компании грозит ответственность в соответствии с Законом "О рекламе".

Телеканалы могут обязать показывать социальную рекламу в прайм-тайм

Такие крупные компании, как "Яндекс", не пострадают материально от подобных единичных штрафов, считает эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО "ОПОРЫ РОССИИ" Лариса Науменко. "Наибольший риск для "Яндекса" в данном деле - репутационный, ведь признание компании виновной в распространении недостоверной рекламы - это хороший шанс для конкурентов заявить, что у них в отличие от нарушителя все честно и по закону", - пояснила она.

Тем более что это уже второй за месяц резонансный случай у "Яндекса" с рекламой после эксперимента со вставкой в "Яндекс Станции" рекламных роликов, которые нельзя было отключить, уточнила эксперт. В условиях конкурентного рынка широкое освещение данного дела принесет больше пользы, чем само наказание в виде штрафа, как это было недавно в разбирательстве ФАС в отношении операторов сотовой связи, после которого компания МТС согласилась с требованиями ФАС и отменила плату за безлимитную раздачу интернета вслед за своими конкурентами, полагает Науменко.

Согласно Закону "О рекламе", вся распространяемая на территории Российской Федерации реклама должна быть добросовестной и достоверной. Компании грозит штраф именно за нарушение этого законодательства, поясняет "РГ" руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России" Екатерина Авдеева. "Потребители не должны вводиться в заблуждение информацией в рекламных целях, которая не соответствует действительности. Реклама содержит публичную оферту - потребитель, выбирая тот или иной сервис, услугу, товар, справедливо рассчитывает на те условия, которые заявлены рекламодателем", - рассказала эксперт.

Потребители не должны вводиться в заблуждение информацией, не соответствующей действительности

По словам Авдеевой, крупные компании иногда злоупотребляют монополией на рынке интернет-торговли, в одностороннем порядке отказываясь от ранее заявленных условий. Этот прецедент, по сути, формирует правильный и цивилизованный рынок в сфере интернет-торговли, а также ответственное отношение к рекламе, добавила она.

Вместе с тем, по мнению Науменко, если будет создан прецедент, то в конечном итоге могут пострадать и небольшие компании, для которых штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей уже значителен. "А если подобные штрафы приобретут массовый характер, то стоит ожидать и повышения цен на рекламу. Так как компании будут вынуждены закладывать в "бюджеты" потенциальный штраф", - заключила она. Ранее ФАС оштрафовала на 400 тыс. рублей Почта Банк за неисполнение предписания службы прекратить распространение ненадлежащей рекламы финансовой услуги.

Роскомнадзор потребовал маркировать рекламу в запрещенных соцсетях
ФАС Крупные компании Яндекс Связь