Не то чтобы сенаторы сильно возражали против нововведения. Просто обнаружились сложные проблемы с продвижением этой идеи.
И связаны они не с технологиями, с которыми наши специалисты не совсем успешно справляются. Кроме того, требуется серьезное изменение законодательной базы.
Итак, главные посылы экспертов при обсуждении заключались в том, что якобы сейчас пока нет возможности проверить документы в тех местах на дорогах, где нет сотовой связи. А таких мест на дорогах много. Однако это не так.
По всей видимости, эксперты не совсем знакомы с технологией.
Дело в том, что при регистрации в приложении "Госуслуги Авто" все документы туда подтягиваются автоматически. Более того, они подтягиваются и обновляются с некоторой периодичностью.
Например, мобильник находится вне связи. Но в какой-то момент он ловит сеть. И тут же закачивает все необходимые данные.
Что есть у гаишника? У него есть планшет, на котором установлена программа, позволяющая считать QR-код на мобильнике водителя.
Ни планшету, ни мобильнику для этого не нужна связь от слова совсем.
Планшет снимает данные кода, и на экране появляются реальные права. То есть водительское удостоверение со всеми данными.
То же самое происходит при считывании данных QR-кода свидетельства о регистрации транспортного средства.
Таким образом, сотрудник ГИБДД имеет всю информацию о водителе и машине. Вплоть до его фотографии.
Но в данный момент все это работает в экспериментальном режиме. И сколько продлится этот режим - никому не ясно.
Самый простой путь сделать этот эксперимент постоянным - внести поправки в Правила дорожного движения. Такой проект уже разработан Минцифры России. И даже внесен в правительство. Но пока не принят.
Сейчас в Правилах прописана возможность предъявлять электронные документы. Но речь там идет только о тех, которые были выданы в таком, электронном виде.
Это касается электронных полисов ОСАГО, а также документов на перевозку грузов и пассажиров. Например, на путевые листы. Только эти документы выдаются в электронном виде.
В цифровом формате также выдается паспорт транспортного средства. Только это не регистрационный документ.
А вот свидетельство о регистрации, а также права выдаются в бумажном виде. И других возможностей для них пока не предусмотрено. Увы.
На круглом столе в Совете Федерации представители ГИБДД свою позицию не высказали. Но корреспонденту "РГ" они обосновали свою точку зрения.
По их мнению, эксперты не разобрались в технологии, отсюда и масса заблуждений.
В действительности инспекторы ГАИ для проверки QR-кода базы данных не запрашивают. В коде "зашито" и подписано электронной подписью изображение реальных прав, а в планшете есть ключ и дешифратор.
После расшифровки полицейский видит документ так же, как если бы он получил его из рук водителя, но в гораздо лучшем качестве. Поскольку QR-код постоянно меняется (он анимирован), то и подделать его практически невозможно - утечки персональных данных быть не может.
В общем, проблем с электронными правами и отсутствием интернета на дороге быть не должно. Но только при том варианте, который предлагает минцифры.
Грубо говоря, если развить сегодняшний эксперимент с Госуслугами, прописать такую возможность в Правилах дорожного движения, то проблем у водителей не будет. Они смогут забывать дома права и свидетельства о регистрации, и ничего им за это не будет. Даже штрафа. Достаточно будет кода на смартфоне или планшете.
Это действительно освободит водителей от лишних бумаг. Ведь сейчас им не надо возить с собой полис ОСАГО, если он заключен в электронном виде. Почему бы не пойти дальше?
Однако переводить выпуск таких документов, как свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение, пока рановато. Это потребует серьезной переделки и переписи нормативных актов. Кроме того, вот именно тут и могут появиться проблемы с подделками. А также возникнут сложности с проверками таких документов.
Бумага она и есть бумага. И даже в электронном виде она воспроизводится на экране планшета в виде бумажного документа. С двумя сторонами. Со всеми данными, расписанными во всех графах.