Она была заложена 19 марта 2015 года - в День моряка-подводника - и строилась по проекту 885 "Ясень-М" Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит", как и две ее предшественницы - подлодки четвертого поколения "Новосибирск" и "Красноярск".
За те восемь (без малого) лет, пока в заготовительных цехах и на главном стапеле Севмаша собирали в единое целое разнородные корпусные конструкции и насыщали их сложнейшим оборудованием (более 400 поставщиков со всей России), много воды утекло в Северной Двине, на которой четыреста с лишним лет стоит Архангельск. И потому рабочая среда, 29 ноября 2023 года, для северян давно желанный праздник.
На самой верфи такие события заранее не анонсируют: "Вот случится - тогда и расскажем". А генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко, предваряя вопросы, акцентирует главное: "Вывод со стапеля нового корабля - это результат взаимодействия и коллективного труда предприятий Объединенной судостроительной корпорации: Севмаша и конструкторского бюро "Малахит", производителей и поставщиков оборудования, военных и контрагентских организаций. Выводим из эллинга - значит, завершены все операции на стапеле, в условиях цеха проведены гидравлические испытания корабля. После этого он будет спущен на воду и переведен к достроечной набережной".
О новом "Ясене-М" из открытых источников известно немного. Один реактор модульного типа с водяным охлаждением. Соответственно, одна линия вала и один винт. Особая архитектура прочного и легкого корпусов, при которой в носовой оконечности АПЛ размещен новейший гидроакустический комплекс, а торпедные аппараты со своего традиционного места вынесены и размещены слева и справа по борту - под углом к продольной оси корабля. А главное оружие - высокоточные крылатые ракеты в восьми вертикальных шахтах в средней части корабля, позади ограждения ходовой рубки.
Рабочая глубина для подлодок этой серии - 500-520 метров, предельная - 600. По запасу провизии и прочих расходных средств может быть в автономном плавании до 100 суток. Экипаж - чуть более 60 человек, абсолютное большинство - офицеры и мичманы, служащие по контракту.
Чем еще интересны такие подводные лодки и как выглядят изнутри, мы рассказывали в проекте "Русское оружие" на примере АПЛ "Казань".
В этот раз повторяться не станем, а вспомним те корабли, что прежде носили имя "Архангельск" и передали его, как эстафету.
Самый известный - ТК-17 "Архангельск" из семейства тяжелых подводных крейсеров проекта 941 "Акула". Как и пять его собратьев, он выведен из боевого состава, но все еще находится на плаву в акватории БелВМБ в Северодвинске. Про историю корабля, судьбу его командира и чрезвычайное происшествие на борту в момент запуска почти 100-тонной ракеты была публикация писателя-мариниста Николая Черкашина "Огненное погружение".
А про всю серию стальных "Акул" и наиболее живучую среди них особь - ТАПРК "Дмитрий Донской" - есть на сайте "РГ" специальный проект "Непотопляемый ракетодром".
Куда меньше известно (или уже забыли) про головную подводную лодку проекта 949 "Гранит" (с крылатыми ракетами), которая имела поначалу лишь тактический номер К-525, а наименование "Архангельск" получила в 1993 году. Ее построили на ПО "Севмашпредприятие" по проекту ЦКБ "Рубин" и в 1980-м передали флоту - для борьбы с авианосными соединениями противника. Следом сдали вторую такую же - К-206. А в серию, как и в случае с "Ясенем-М", запустили уже модернизированный проект 949А "Антей". Всего было построено одиннадцать "Антеев", два завершающих серию - К-141 "Курск" и К-150 "Томск".
А головной "Гранит", что прокладывал дорогу "охотникам за авианосцами", в мае 1981 года посетили главком ВМФ адмирал Сергей Горшков и министр судостроительной промышленности СССР Михаил Егоров. Следствием такого визита стало межведомственное решение об "усиленной эксплуатации" головной К-525 в 1981-1983 годах с целью проверки надежности систем и вооружения корабля. Пуск в одном залпе четырех крылатых ракет П-700 "Гранит", произведенный в октябре 1981-го, повторили летом 1982-го. А после этого - восемь суток с испытательными целями подо льдом и погружение на предельные глубины в Норвежском море у мыса Нордкап 13 апреля 1983 года (старший на борту - вице-адмирал Евгений Чернов).
В 1985-1989 годах экипаж К-525 пять раз объявляли "отличным". Сам корабль в тот же период дважды становился лучшим на соединении и дважды завоевывал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.
В 93-м корабль оправили, как ожидалось, для ремонта и модернизации на СРЗ "Звездочка" и в том же году присвоили имя "Архангельск". Однако надежды экипажа и его новых шефов не оправдались: из-за обвального сокращения гособоронзаказа ракетный крейсер К-525 и аналогичный корабль К-206 "Мурманск", прослужившие всего по 10-12 лет, велели утилизировать. А деньги на радостную для себя процедуру выделили Норвегия и Великобритания…
История для наших дней поучительна вдвойне. А вывод из нее и пожелание такие: надо жить своим умом и внимать профессионалам - тогда у нового "Архангельска-Ясеня" служба будет успешной и долгой.