В соответствии с законом "О связи" операторы обязаны осуществлять проверку достоверности сведений об абонентах. В свою очередь Роскомнадзор выполняет мониторинг этой работы, используя сведения из ЕСИА, базы данных перенесенных абонентских номеров и иных систем. В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте, Роскомнадзор направляет оператору связи запрос, в соответствии с которым оператор в течение 15 суток должен исправить сведения или приостановить оказание услуг связи. Если ошибка выявляется повторно, то это предполагает административное наказание.
Как пояснили в Минцифры, причиной увеличения количества абонентских номеров, указываемых в запросах Роскомнадзора, может являться передача оператором связи недостоверных сведений или передача сведений не в полном объеме.
Причем, как полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, далеко не всегда эти неточности носят случайный характер.
"При переносе номера операторы связи прикладывают много усилий для того, чтобы не отпустить абонента, и делают это осознанно. Это может быть ошибка, лишняя запятая, одна из букв меняется в русской на английский, лишний пробел ставят и т.д. То есть проблема такая существует, ее пытаются решить", - заявил Муртазин "РГ".
Для предотвращения злоупотреблений Минцифры предлагается "дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований" двумя маркерами:
- Увеличение более чем на 40% количества абонентских номеров, указанных в запросах операторам связи Роскомнадзором
- Доля отказов в перенесении абонентского номера со стороны оператора связи по причине несоответствия данных абонента данным, указанным в договоре с оператором связи, за 1 календарный месяц более чем 5% от общего количества заявок, поступивших к оператору связи на перенесение абонентских номеров.
Предлагаемые меры призваны решить две задачи, полагает Алексей Бойко, аналитик телеграм-канала @abloud62.
"Предложение о 40% должно стимулировать работу оператора по актуализации базы личных данных абонентов. Это нужная и важная работа. Личные данные имеют свойство постоянно изменяться, люди переезжают, меняя адреса, вступают в брак и меняют фамилии, получают новые паспорта по возрасту и т.п.", - говорит Бойко. "Операторы в последние месяцы провели большую работу по сверке, и в целом наладили работу с МВД на постоянной основе. В этой части мер нет чего-то радикального, с чем операторам трудно было бы смириться или выполнить", - говорит он.
Вторая задача и предложение о 5% барьере формально предназначено для борьбы с некорректными отказами операторов на MNP, полагает эксперт. "Но предложение представляется мне спорным, а его влияние на рынок может быть больше негативным, чем позитивным", - отмечает эксперт.
По словам Бойко, отказ на первичную заявку дается не потому, что оператор не хочет отпускать абонента, а по вполне объективным причинам.
"Оператор никаким образом не может контролировать то, что в какой-то месяц число мотивированных отказов в MNP не окажется на 5% больше, чем в другой месяц. Этот порог стоило бы поднять, хотя бы до 20%. Мало того, предложение о 5%-ном индикаторе выглядит попыткой Роскомнадзора пробить брешь в действующем сейчас моратории на проверки бизнесов операторов сотовой связи", - добавил Бойко. Эксперт отмечает, что совершенно непонятно, что мешает сегодня оператору проводить проверку соответствия данных и отсутствия задолженности в момент подачи заявления на перенос номера.
По мнению главы ИАА Telecom Daily Дениса Кускова, предлагаемые меры могут преследовать и другую цель.
"У нас достаточно большое количество операторов в свое время перестали, по сути, ими быть. У них было совсем мало абонентов, и когда вводился пакет законов, разработанных депутатом Яровой, они просто передавали своих клиентов крупным операторам. Но лицензии у них оставались, и сейчас мошенникам вместо того, чтобы создавать собственного оператора, что сложно, проще найти такую контору, и там уже совершать противоправные действия. Поэтому идет ужесточение", - заявил Кусков.
По его словам, если у компании выявится 40% несоответствия, такую компанию "можно будет просто закрыть". Фактически, полагает Кусков, раньше не было механизма "такого принудительного изъятия лицензий". При этом крупным операторам мера угрожать не будет в силу значительного числа абонентов и отсутствия возможности достигать на этих цифрах показателя в 40%.