И это не новодел, не модная инсталляция, а натуральный, полноразмерный объект - первая советская АПЛ, более тридцати лет входившая в боевой состав Военно-Морского флота, а теперь - выдающийся памятник истории науки и техники. Не холодный склеп, а живой, постоянно действующий объект во славу конструкторской мысли, мастерства корабелов и мужества моряков-подводников.
Напомним, что сама 107-метровая субмарина с номером 270 на ограждении ходовой рубки еще год назад заняла место в специально выстроенном павильоне Музейно-выставочного комплекса "Остров Фортов", а в июле 2023 года была представлена участникам Международного военного-морского салона, который впервые проходил в Кронштадте.
У журналистов "РГ" была возможность встретиться и побеседовать у борта К-3 с руководителями конструкторского бюро и верфи, где была спроектирована и построена первая в нашей стране атомная подводная лодка. Судя по лицам на памятной фотографии, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев и генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко не скрывали удовлетворения тем фактом, что совместное детище их трудовых коллективов сохранилось и стало доминантой музейно-выставочного пространства, что формируется сейчас в Кронштадте.
Как сообщила тогда же руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" Ксения Шойгу, внутренняя экспозиция первой советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол" станет доступна для посетителей к концу 2023 года. И вот этот день настал.
Репортаж с открытия, впервые впечатления и отзывы посетителей уже сегодня на сайте "РГ". А здесь и сейчас перелистаем фотохронику того, как рождался и нес службу первенец атомного подводного флота нашей страны.
Как удалось спасти корабль-легенду от утилизации. Как непросто и мучительно долго решался вопрос о превращении его в музей и выборе места для вечной стоянки. И какую роль во всем этом сыграли СПМБМ "Малахит", где корабль был спроектирован, и оборонная верфь "Севмаш", где его построили и сопровождали в период опытной эксплуатации.
За что сегодня мы должны благодарить ветеранов-подводников, служивших на К-3 и активистов Общероссийского движения поддержки флота, Центр судоремонта "Звездочка" и ее филиал "Нерпа" в заполярном Снежногорске, команду плавдока "Свияга" и коллектив Выборгского судостроительного завода, экипаж погружного дока "Атлант" и специалистов Кронштадского морского завода…
Подводная лодка К-3 стала музеемТолько упомянутыми здесь организациями и коллективами не исчерпывается перечень всех, кто так или иначе принял участие в судьбе К-3. Ведь превратить ее в музей намеревались еще тридцать лет назад, рассказали в АНО "Остров фортов". Это выяснилось из недавно рассекреченного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Атомные субмарины в отстое и на этапах утилизацииНо чтобы то решение на бумаге воплотилось в жизнь, суждения и споры растянулись, то затухая, то разгораясь, на два десятилетия. Определенность наступила лишь после того, как в феврале 2019 года вышло поручение президента России Владимира Путина о создании в Кронштадте рекреационного кластера "Остров фортов", и за это взялась одноименная некоммерческая организация.
При активной поддержке Объединенной судостроительной корпорации, Минобороны, ВМФ и администрации Санкт-Петербурга был разработан и реализован сложнейший инженерно-логистический проект по передислокации АПЛ К-3 с Кольского полуострова (СРЗ "Нерпа" в городе Снежногорск Мурманской области) в Санкт-Петербург.
По словам губернатора Петербурга Александра Беглова, "вошло в историю" уже само перемещение К-3 из Снежногорска через Баренцево и Белое моря, Ладожское озеро, реки и каналы Петербурга.
В октябре 2022 года завершилась сухопутная транспортировка кормовой и носовой частей разделенной надвое подлодки на площадку Музея военно-морской славы в Кронштадте. Никогда ранее такой большой корабль - общая длина более 107 метров, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса - 2558 тонн - не перевозился по дорогам общего пользования через городскую застройку.
Далеко не ординарной была и операция подъема с воды на берег и заведение в специальный павильон Музея военно-морской славы двух разделенных частей К-3 и их уже окончательная стыковка.
Сразу после этого приступили к реставрации внешнего вида и восполнению внутреннего оборудования АПЛ, которое за тридцать лет неопределенности было во многом утрачено или выведено из строя.
В октябре 2023 года в Архангельске, на выездном заседании Межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, был презентован уже практически завершенный проект по сохранению и музеефикации атомной подводной лодки К-3.
Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера "Остров фортов":
- Ключевая задача музеефикации АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" согласуется с общей миссией проекта "Остров фортов" - "сохранение через развитие". Легенду флота важно не просто отреставрировать, но подарить ей новую жизнь, приспособить для приема экскурсионных групп, создав удобные и безопасные проходы и наполнив мультимедийным оборудованием. Оно поможет наилучшим образом объяснить посетителям всех возрастов, даже самым юным, что это за корабль, какую роль он сыграл в истории, что за люди на нем служили и какие подвиги они совершили во имя своей страны.
Исторической идентичности мы уделяем повышенное внимание. Учитывая, что порядка 70 процентов внутреннего оборудования утрачено или пострадало от времени настолько, что не подлежит реставрации, сейчас все самое значимое восстанавливается с максимальным приближением к оригинальному облику. Порядка 95 процентов из запланированных к восстановлению элементов оборудования будут заменены на подлинные артефакты с лодок этого же или близких к нему проектов. Сама экспозиция будет выстроена с акцентом на иммерсивность и создавать эффект максимального погружения в тематику подводного флота…
Там же, на выездном заседании в Архангельске, представителям Морской коллегии рассказали, что внутри АПЛ создаются новые конструкции палуб, настилов, выгородок, лестниц и ограждений, проводится монтаж дополнительных инженерных систем - с той целью, чтобы нестандартный для экспонирования объект был максимально долговечен и безопасен для посетителей.
Планируется, что лодку единовременно смогут посещать до 36 человек, а маршрут экскурсий построен последовательно от первого к девятому отсеку. Для этого в прочный корпус АПЛ-музея предусмотрительно врезано два боковых входа-выхода - слева по борту, в центральной части и носовой оконечности корабля.
Все вместе взятое позволяет сказать: в России появился уникальный арт-объект - единственная в мире 100-метровая музеефицированная атомная подводная лодка, экспонируемая на суше в крытом помещении.