28.12.2023 07:00
Экономика

Столица прирастает мостами всех мастей

Текст:  Алексей Смирнов
Российская газета - Федеральный выпуск: №296 (9241) Российская газета - Спецвыпуск: Территория будущего №296 (9241)
Москву - в отличие от Петербурга - никогда не называли городом на воде. Только городом на семи холмах, как Рим, хотя со временем холмов прибавилось. А между ними текут большие и малые реки - Москва и Яуза, Неглинка и Сетунь, Городня и Сходня, Нищенка и Пахра, Клязьма и еще полторы сотни рек, речушек и ручьев, не считая оврагов. Вот и пришлось нашим предкам построить через них около 400 переправ. Много?
Идет строительство велопешеходного моста через старое русло Москвы-реки в Нагатинском затоне. / Департамент строительства города Москвы
Читать на сайте RG.RU

"Но если вспомнить, что иногда, чтобы проехать с берега на берег, нужно намотать больше десятка километров, становится ясно: явно недостаточно", - говорит главный архитектор города Сергей Кузнецов. И потому за последние 12 лет в столице построили 31 автомобильный мост. А мэр Москвы Сергей Собянин заявил: "В планах на ближайшие несколько лет - возвести еще семь автомобильных и семь пешеходных мостов". И это будет новое слово в московской градостроительной политике.

Сейчас в Москве уже к имеющимся строят три новых пешеходных моста, еще четыре проектируют. По словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, новые мосты станут выразительной частью столичной архитектуры.

Пешеходные мосты создаются для сближения людей. Хотя в официальной инструкции по их сооружению сказано: "Строительство пешеходных мостов предусматривается для безопасного и непрерывного прохождения граждан через различные препятствия, такие как водоемы, овраги, железные дороги и автомобильные магистрали, а при обустройстве пешеходных мостов лестницами с эскалаторами, пандусами или лифтами позволяют создать комфортный проход для маломобильных групп населения".

Но, например, самый изящный парящий мост столицы находится в парке "Зарядье" и никуда не ведет, но постоянно заполнен людьми. Ибо представляет собой большую смотровую площадку над Москвой-рекой. С одной стороны он огорожен непрерывной скамейкой со спинкой, с другой - высоким прозрачным ограждением из высокопрочного стекла, гарантирующим безопасность и не закрывающим обзор. А как эффектно он подсвечивается снизу в вечернее время!

Андрей Бочкарев - о программе реновации, дефиците кадров и роботах на стройках столицы

Не пустует и Патриарший пешеходный мост, соединяющий Берсеневскую и Пречистенскую набережные. А еще с него открываются виды на Кремль, Болотный остров, памятник Петру I и храм Христа Спасителя. Вечерами он и сам сверкает, как искусно ограненный бриллиант в сиянии более 200 светильников, 500 прожекторов и светодиодов. Электронная система подсветки настроена так, что цвет лучей постепенно меняется. Арки становятся зелеными, фиолетовыми, синими, красными или белыми с промежутком примерно 15 секунд. Под мостом располагаются выставочные и музейные экспозиции, творческие мастерские.

Еще один пешеходный мост через Водоотводной канал - Третьяковский - получил свое официальное название в честь комплекса картинной Третьяковской галереи, которая находится неподалеку. Но неофициально эта воздушная переправа носит название "Поцелуев мост" - догадайтесь, почему? И еще в апреле 2007 года рядом появилось первое в Москве дерево любви. Эту металлическую скульптуру украшают замками, которыми влюбленные символически скрепляют свои отношения. Там же установили "скамью примирения". Не будь моста - не было бы здесь ничего!

Изящная стальная конструкция - Пушкинский мост - соединяет Пушкинскую набережную Нескучного сада с Фрунзенской набережной. Мост открыли в 2000 году, но знаменит у москвичей и гостей столицы он стал не только соседством с Нескучным садом и Парком Горького, но и роскошными видами, открывающимися с галерей. Отсюда можно увидеть Крымский мост и возвышающийся за ним памятник Петру I. В обычные дни по мосту гуляют туристы и горожане, а при проведении фестивалей фейерверков и турниров на воде он превращается в зрительскую трибуну.

За последние 12 лет в столице построили 31 автомобильный мост. В ближайших планах - возвести еще семь автомобильных и семь пешеходных мостов

Удобной смотровой площадкой стал и пешеходный мост Богдана Хмельницкого, расположенный рядом с Киевским вокзалом и соединяющий Бережковскую набережную с улицей Плющихой и Саввинской набережной. Через большие стеклянные витрины моста можно рассмотреть завораживающие виды столицы, а с весны до осени видеть проходящие по реке катера и яхты.

В День мостов, который во всем мире отмечается 29 ноября, мэр города Сергей Собянин сказал: "Мосты играют исключительную роль в столице. Это переправа, украшение и всегда оригинальное инженерное решение. Крымский, например, - единственный подвесной мост в Москве. А в основе Пушкинского стоят конструкции старого Андреевского железнодорожного моста, демонстрируя, сколь надежно строили наши предки..."

Строительство моста, который соединит Хорошево-Мневники и Филевский Парк, планируется закончить в 2025 году

Зато современный пешеходный мост длиной 197 метров через реку Сосенка и пруд Дальний в Новой Москве не только свяжет там жилой квартал и офисный комплекс, но и будет выполнен в форме волнообразной дуги и оснащен прозрачным навесом по всей длине. На колоннах навеса расположатся декоративные светильники. "Отделку пешеходной зоны выполнят из древесно-полимерного композита "под дерево", - сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. - И жители получат безопасный пешеходный маршрут до станции метро "Сокольники".

А перед мостом со стороны жилого района власти организуют рекреационно-прогулочную зону. Со стороны бизнес-квартала создадут парк.

Инфраструктура Москва