Жители ДФО отдаленность своего региона зачастую ощущают не столько географически, сколько финансово. Не так сложно потратить восемь часов на перелет из Хабаровска до Москвы, чтобы попасть в центральную часть страны, но сколько будет стоить авиабилет, уже совсем другой вопрос. При покупке заранее благодаря "плоским" тарифам приобрести его можно по относительно доступной цене 12-14 тысяч рублей в одну сторону. А вот при необходимости купить билет в день вылета он может обойтись в сумму больше 40 тысяч (и это с пересадкой). А если мест в "экономе" не окажется, предложат брать "бизнес" ценой более чем в 100 тысяч.
Благо с 2009 года действует программа субсидированных авиаперевозок с Дальнего Востока в города европейской части России. Сначала купить билеты по сниженным ценам могли только льготные категории граждан - молодежь младше 23 лет, пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды. А в 2021 году их сделали доступным для всех, кто зарегистрирован на территории. Билеты тогда разделили на две категории стоимости. Дешевле - для льготников, дороже - для остальных. Так льготный билет из Владивостока в столицу стоит 7400 рублей, из Хабаровска - 7200, а из Анадыря - девять тысяч. Дальневосточникам, не имеющим льгот, он обойдется в 10200 рублей.
В этом году за счет средств субсидий федерального бюджета будет запущен новый прямой рейс Улан-Удэ - Горно-Алтайск. Кстати, этой льготой может воспользоваться любой житель России. А еще в список субсидированных перелетов в рамках постановления правительства РФ вошли направления из Улан-Удэ в Иркутск, Томск, Кызыл, рейсы между Красноярском и двумя населенными пунктами на севере Бурятии - это Таксимо и Нижнеангарск, а также в Южно-Сахалинск - единственный дальневосточный маршрут.
В то же время отметим такой парадокс: все меры поддержки привели к тому, что путешествия на запад страны стали гораздо доступнее, чем внутри ДФО. Впрочем, и эту проблему государство стремится решить. Еще в 2021 году, по поручению президента, для расширения маршрутной сети внутри округа создали Единую дальневосточную авиакомпанию.
- Благодаря программе социально значимых перевозок авиаперелеты между регионами ДФО стали удобнее. Крупнейшие города Забайкалья - Чита и Улан-Удэ, связаны регулярными рейсами с Владивостоком и Хабаровском. Небольшие населенные пункты, еще недавно почти недоступные для путешествий, стали связаны с крупными аэропортами ежедневными регулярными авиарейсами, - делятся успехами в авиакомпании. - Раньше, чтобы попасть из Анадыря на Чукотке на соседнюю Камчатку требовалось двое суток для перелета через Москву и не менее 75 тысяч рублей. Сегодня есть прямой авиамаршрут Анадырь - Петропавловск-Камчатский. Перелет занимает чуть больше четырех часов, билет стоит 7,5 тысячи.
Медленно, но верно география полетов действительно расширяется. Например, из Благовещенска без пересадок можно улететь в Улан-Удэ, Читу, Магадан, Южно-Сахалинск, Якутск, Владивосток и Хабаровск. С посадкой в Благовещенске летают самолеты из Хабаровска в Зею и Тынду.
Сеть социально значимых маршрутов постоянно дополняется новыми направлениями. А запуск авиасообщения из Хабаровска с селом Амурзет стал примером даже не создания нового, а возрождения старого маршрута. Ведь в советское время полеты из райцентра ЕАО в столицу соседнего региона были для людей делом привычным. Но три десятилетия назад они прекратились. Учитывая, что крупных воздушных ворот в автономии нет, именно Хабаровск для местных жителей выступает связующим звеном с центральной частью страны. Но чтобы добраться туда автотранспортом из Амурзета, нужно было потратить целый день. Теперь же вертолет Ми-8 перевозит пассажиров всего за два часа по "смешной" цене в 500 рублей. На сегодняшний день такое путешествие - это еще и самый дешевый способ полететь на вертолете вообще.
В декабре впервые начались перелеты из Владивостока в Курильск. Раньше добраться до Курильских островов из Приморья можно было только через Южно-Сахалинск. Появление нового прямого маршрута экономит и время, и деньги. Полет в одну сторону занимает 2,5 часа, а билет стоит 5640 рублей.
Не за горами открытие регулярных перевозок на остров Парамушир. Там начали строить аэропорт, а в октябре прошел первый в истории тестовый полет. Рейс на остров северной группы Большой Курильской гряды совершил из Петропавловска-Камчатского самолет Ан-28.
В то же время, несмотря на все меры поддержки, путешествия внутри округа пока не стали доступнее, чем полеты на запад. Если льготнику перелет, например, из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский обойдется в 2,5 тысячи рублей, то для всех остальных - от 7,7 тысячи до 28 тысяч рублей в одну сторону (в зависимости от того, как срочно нужно полететь). Полет в Южно-Сахалинск для особых категорий пассажиров стоит всего тысячу рублей. А остальным придется выложить от 10 до 28 тысяч. И этот список можно продолжать.
Аэропорт Екатеринбурга 5 января запустил субсидированные рейсы в Архангельск - средства на льготные билеты выделены из бюджета Свердловской области. Субсидированные перелеты из Екатеринбурга в Петрозаводск и Сыктывкар будут компенсироваться из бюджетов принимающих регионов, а также федеральной казны.
Из аэропорта Архангельска субсидируются полеты в Нарьян-Мар, Котлас, Сыктывкар, Екатеринбург. В этом году, как рассказали в администрации Ненецкого автономного округа, цена билета Архангельск - Нарьян-Мар по субсидированному тарифу будет фиксированной, но не более 5 238 рублей с багажом.
Отметим, что в 2024 году в НАО сохранится субсидируемая программа в восемь городов России - в стоимость всех таких авиабилетов включен багаж. В маршрутную сеть полетов по компенсируемым из бюджета тарифам вошли рейсы из Нарьян-Мара в Санкт-Петербург, Казань и Киров - три раза в неделю, в город Жуковский - четыре раза, в Архангельск, Сыктывкар и Уфу - два. А вот Екатеринбург из этого списка исключили, заменив его на Пермь - по словам представителей власти НАО, аэропорт Перми имеет статус международного и является крупным транспортным узлом, более удобным для перелетов по территории России и за рубеж.
Подготовила Татьяна Сухановская