16.01.2024 20:08
Экономика

На Дальнем Востоке в число льготных авиарейсов стали включать маршруты внутри округа

Текст:  Дина Непомнящая (ДФО)
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (9250)
На Дальнем Востоке расширяется география авиарейсов, в том числе и на субсидированные маршруты. В январе начались регулярные полеты из Владивостока и Магадана в Красноярск, готовятся к запуску авиарейсы из Улан-Удэ в Горно-Алтайск и Сочи. Чуть ранее появились и новые маршруты внутри округа - из Хабаровска в Амурзет (Еврейская автономная область), а также из Владивостока в Курильск.
Из Хабаровска до Петропавловска-Камчатского на самолете Airbus A319 можно добраться за 2,5 часа. / Марина Лысцева / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Жители ДФО отдаленность своего региона зачастую ощущают не столько географически, сколько финансово. Не так сложно потратить восемь часов на перелет из Хабаровска до Москвы, чтобы попасть в центральную часть страны, но сколько будет стоить авиабилет, уже совсем другой вопрос. При покупке заранее благодаря "плоским" тарифам приобрести его можно по относительно доступной цене 12-14 тысяч рублей в одну сторону. А вот при необходимости купить билет в день вылета он может обойтись в сумму больше 40 тысяч (и это с пересадкой). А если мест в "экономе" не окажется, предложат брать "бизнес" ценой более чем в 100 тысяч.

Благо с 2009 года действует программа субсидированных авиаперевозок с Дальнего Востока в города европейской части России. Сначала купить билеты по сниженным ценам могли только льготные категории граждан - молодежь младше 23 лет, пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды. А в 2021 году их сделали доступным для всех, кто зарегистрирован на территории. Билеты тогда разделили на две категории стоимости. Дешевле - для льготников, дороже - для остальных. Так льготный билет из Владивостока в столицу стоит 7400 рублей, из Хабаровска - 7200, а из Анадыря - девять тысяч. Дальневосточникам, не имеющим льгот, он обойдется в 10200 рублей.

Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах

В этом году за счет средств субсидий федерального бюджета будет запущен новый прямой рейс Улан-Удэ - Горно-Алтайск. Кстати, этой льготой может воспользоваться любой житель России. А еще в список субсидированных перелетов в рамках постановления правительства РФ вошли направления из Улан-Удэ в Иркутск, Томск, Кызыл, рейсы между Красноярском и двумя населенными пунктами на севере Бурятии - это Таксимо и Нижнеангарск, а также в Южно-Сахалинск - единственный дальневосточный маршрут.

В то же время отметим такой парадокс: все меры поддержки привели к тому, что путешествия на запад страны стали гораздо доступнее, чем внутри ДФО. Впрочем, и эту проблему государство стремится решить. Еще в 2021 году, по поручению президента, для расширения маршрутной сети внутри округа создали Единую дальневосточную авиакомпанию.

Парадоксально, но все меры поддержки привели к тому, что путешествия на запад страны стали гораздо доступнее, чем внутри ДФО

- Благодаря программе социально значимых перевозок авиаперелеты между регионами ДФО стали удобнее. Крупнейшие города Забайкалья - Чита и Улан-Удэ, связаны регулярными рейсами с Владивостоком и Хабаровском. Небольшие населенные пункты, еще недавно почти недоступные для путешествий, стали связаны с крупными аэропортами ежедневными регулярными авиарейсами, - делятся успехами в авиакомпании. - Раньше, чтобы попасть из Анадыря на Чукотке на соседнюю Камчатку требовалось двое суток для перелета через Москву и не менее 75 тысяч рублей. Сегодня есть прямой авиамаршрут Анадырь - Петропавловск-Камчатский. Перелет занимает чуть больше четырех часов, билет стоит 7,5 тысячи.

Медленно, но верно география полетов действительно расширяется. Например, из Благовещенска без пересадок можно улететь в Улан-Удэ, Читу, Магадан, Южно-Сахалинск, Якутск, Владивосток и Хабаровск. С посадкой в Благовещенске летают самолеты из Хабаровска в Зею и Тынду.

В Комсомольске начали строить завод по производству самолетов "Байкал"

Сеть социально значимых маршрутов постоянно дополняется новыми направлениями. А запуск авиасообщения из Хабаровска с селом Амурзет стал примером даже не создания нового, а возрождения старого маршрута. Ведь в советское время полеты из райцентра ЕАО в столицу соседнего региона были для людей делом привычным. Но три десятилетия назад они прекратились. Учитывая, что крупных воздушных ворот в автономии нет, именно Хабаровск для местных жителей выступает связующим звеном с центральной частью страны. Но чтобы добраться туда автотранспортом из Амурзета, нужно было потратить целый день. Теперь же вертолет Ми-8 перевозит пассажиров всего за два часа по "смешной" цене в 500 рублей. На сегодняшний день такое путешествие - это еще и самый дешевый способ полететь на вертолете вообще.

В декабре впервые начались перелеты из Владивостока в Курильск. Раньше добраться до Курильских островов из Приморья можно было только через Южно-Сахалинск. Появление нового прямого маршрута экономит и время, и деньги. Полет в одну сторону занимает 2,5 часа, а билет стоит 5640 рублей.

Не за горами открытие регулярных перевозок на остров Парамушир. Там начали строить аэропорт, а в октябре прошел первый в истории тестовый полет. Рейс на остров северной группы Большой Курильской гряды совершил из Петропавловска-Камчатского самолет Ан-28.

В то же время, несмотря на все меры поддержки, путешествия внутри округа пока не стали доступнее, чем полеты на запад. Если льготнику перелет, например, из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский обойдется в 2,5 тысячи рублей, то для всех остальных - от 7,7 тысячи до 28 тысяч рублей в одну сторону (в зависимости от того, как срочно нужно полететь). Полет в Южно-Сахалинск для особых категорий пассажиров стоит всего тысячу рублей. А остальным придется выложить от 10 до 28 тысяч. И этот список можно продолжать.

Тем временем

Аэропорт Екатеринбурга 5 января запустил субсидированные рейсы в Архангельск - средства на льготные билеты выделены из бюджета Свердловской области. Субсидированные перелеты из Екатеринбурга в Петрозаводск и Сыктывкар будут компенсироваться из бюджетов принимающих регионов, а также федеральной казны.

Из аэропорта Архангельска субсидируются полеты в Нарьян-Мар, Котлас, Сыктывкар, Екатеринбург. В этом году, как рассказали в администрации Ненецкого автономного округа, цена билета Архангельск - Нарьян-Мар по субсидированному тарифу будет фиксированной, но не более 5 238 рублей с багажом.

Отметим, что в 2024 году в НАО сохранится субсидируемая программа в восемь городов России - в стоимость всех таких авиабилетов включен багаж. В маршрутную сеть полетов по компенсируемым из бюджета тарифам вошли рейсы из Нарьян-Мара в Санкт-Петербург, Казань и Киров - три раза в неделю, в город Жуковский - четыре раза, в Архангельск, Сыктывкар и Уфу - два. А вот Екатеринбург из этого списка исключили, заменив его на Пермь - по словам представителей власти НАО, аэропорт Перми имеет статус международного и является крупным транспортным узлом, более удобным для перелетов по территории России и за рубеж.

Подготовила Татьяна Сухановская

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: Ситуация с Ан-24 - наглядный пример серьезной проблемы малых аэропортов
ДФО Авиатранспорт