Порядка 35% машин, завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января 2024-го оказались не распроданы, подсчитали эксперты Группы ВТБ. В результате у дилеров китайских марок скопились двухмесячные запасы автомобилей, которые, судя по всему, им придется распродавать по большим скидкам в течение нескольких месяцев.
Только за последний год средняя цена китайского автомобиля в нашей стране выросла на 30% - с 2,5 миллионов до 3,25 млн рублей, согласно оценкам ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). При этом в 2024 году китайские бренды в совокупности планируют реализовать в России порядка 1,17 млн автомобилей при прогнозируемом объеме рынка в 1,3 млн машин по оптимистичному сценарию - это в 2,1 раза больше, чем в прошлом году (около 550 тыс. шт.). Лидером намерена остаться Chery с показателем 200 тыс. реализованных автомобилей. На второе место претендуют Haval и Changan, чьи планы продаж составляют по 150 тыс. машин. Далее следует Geely, которая в наступившем году рассчитывает реализовать в нашей стране 110 тыс. своих автомобилей.
"По нашим данным, еще часть импортеров окончательно не финализировали планы продаж на 2024 год, так как китайские производители на фоне роста продаж требуют еще больших результатов, а российский менеджмент, понимая трудности, с которыми они столкнутся, пытается эти планы снизить. Всё как всегда", - рассказал "Российской газете" генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.
В свою очередь, президент РОАД Алексей Подщеколдин считает, что если планы китайских брендов не будут скорректированы, то на рынке в 2024 году окажутся "лишними" около 500 тысяч машин. По его словам, это приведет к "войне скидок" и банкротству дилеров.
Согласно данным РОАД, по состоянию на январь 2024-го китайские компании имеют в России 2,1 тыс. дилерских центров. Самая широкая сеть в нашей стране принадлежит Chery (208 автосалонов) - больше дилеров только у АвтоВАЗа. Далее по количеству автосалонов в китайском сегменте следуют Geely (171 шт.), Omoda (161 шт.), Jaecoo (161 шт.), FAW (160 шт.), Changan (156 шт.), и Haval (139 шт.).
Всего же на российском авторынке официально представлено 30 марок из Поднебесной, почти две трети их которых - новые для нашей страны. Еще около 30 брендов присутствуют благодаря параллельному импорту, однако в этом случае речь зачастую идет о штучных поставках машин.
Как говорит директор по развитию компании "Нижегородец" Алексей Макаров, в 2022 году автомобильный бизнес России столкнулся с беспрецедентным уходом европейских брендов и приходом китайских. При этом в самой Поднебесной до сих пор не произошло восстановления после пандемии, однако в прошлом году заводы действовали согласно оптимистичному прогнозу на год. В результате в Китае автопроизводители достигают необходимых объемов продаж за счет демпинга и ценовых войн. А количество проданных машин превышает естественный рыночный спрос. Дилеры, в свою очередь, испытывают операционные убытки, поскольку увеличиваются склады.
"Если экстраполировать эти факторы, происходящие в Китае, на Россию, то ставятся под сомнение обоснованность и окупаемость требуемых инвестиций со стороны китайских дистрибуций. Ведь у многих брендов мы увидели смену стандартов в течение одного-двух лет, что, с одной стороны, говорит о желании идти в ногу со временем и быть актуальным, а с другой стороны - о недальновидности и невозможности предвидеть будущее на многие годы вперед, в отличие от многих европейских брендов", - резюмирует эксперт.