01.02.2024 09:05
Власть

На развитие Восточного полигона направят 366 миллиардов рублей

На развитие Восточного полигона направят 366 миллиардов рублей
Текст:  Ирина Дробышева (ДФО)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №22 (9264)
Инвестиционная программа РЖД на этот год утверждена в объеме 1,275 триллиона рублей. Более четверти этой суммы - на 100 миллиардов больше, чем в 2023-м, - будет направлено на развитие инфраструктуры Восточного полигона. При этом, по оценкам Минтранса РФ и РЖД, к восточному направлению тяготеет почти вдвое больше грузов, чем железная дорога сегодня способна перевезти.
Повышение провозной способности железнодорожной сети Восточного полигона является приоритетной задачей / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Логистический каркас

Восточный полигон, по сути, обеспечивает экономическую безопасность нашей страны. Несмотря на перевыполнение инвестиционных планов на 2023 год пока на пути грузов сохраняется немало препятствий. Разрыв между ростом мощностей портов и железных дорог, особенно на подъездных путях к портам, сохраняется. Поиск решения проблемы представители власти и бизнеса искали весь минувший год. Планы озвучены, наступивший год покажет, как и в какой очередности они будут реализованы.

- Объем грузоперевозок по Восточному полигону в 2024 году может достичь 180 миллионов тонн с учетом этого видим необходимость дальнейшего его развития, - отметил замминистра транспорта РФ Валентин Иванов. - При оценке перспективной грузовой базы к 2030 году просматриваются дополнительные грузы из Центральной России, с Урала, с тех станций, которые западнее Тайшета (Иркутская область), в объеме не менее 45 миллионов тонн, плюс около 35 миллионов - с территорий самого Восточного полигона.

Для повышения качества логистического обслуживания в стране реализуется программа по развитию транспортно-логистических центров (ТЛЦ) с высоким уровнем цифровизации. В ближайшие пять лет на всем протяжении российских железных дорог будет построено более 30 ТЛЦ. К 2027 году объем переработки грузов в них увеличится в 2,5 раза, а на Дальнем Востоке - в четыре.

В программе активно участвует бизнес. По мнению предпринимателей, сегодня виден каркас, создаваемый с учетом разворота логистики на Дальний Восток.

Путин поручил нарастить провозную способность магистралей Восточного полигона

- Мы уже реализовали ряд проектов: год назад открыли терминал в Екатеринбурге, в прошлом году - в Новосибирске, в этом году планируем ввести первый этап ТЛЦ в Артеме Приморского края, - отметил глава компании "ФинИнвест" Александр Кахидзе.

К строительству транспортно-логистического центра готовятся и в поселке Забайкальск Забайкальского края. Компании "Новый сухопутный зерновой коридор" и "Центр развития портовой инфраструктуры" подписали соглашение, по которому в проект планируется вложить более 7,5 миллиарда рублей.

Быстрее чем вчера

В прошлом году на Восточном полигоне шла напряженная работа более чем на 140 объектах. Реконструировали крупные узловые станции и объекты энергетической инфраструктуры, строили тоннели и вторые главные пути.

В частности, на пяти перегонах БАМа открыли двухпутное движение общей протяженностью почти 110 километров (раньше было однопутное). Завершили реконструкцию станции Ванино в Хабаровском крае. Теперь здесь смогут принимать составы длиной до 71 вагона и весом 7,1 тысячи тонн (раньше было до 2,5 тысячи). Строительство шло без остановки работы станции, поскольку это важный транспортный узел для обслуживания морских портов в Татарском проливе и сообщения с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Колымой.

Во время работы IV Железнодорожного съезда в Москве в декабре прошлого года президент запустил по видеосвязи новый Керакский тоннель на перегоне Ульручьи - Ковали Транссибирской магистрали в Амурской области.

По оценкам Минтранса РФ и РЖД, к восточному направлению тяготеет почти вдвое больше грузов, чем железная дорога сегодня способна перевезти

На отраслевых форумах и конференциях, прошедших осенью и зимой 2023-го, участники не раз просили ускорить работу и подготовку проектной документации по уже одобренным проектам.

В частности, глава компании "Универсальная логистика" Ирина Ольховская поднимала вопрос о реализации давно утвержденной генеральной схемы модернизации транспортного узла Находка - Восточный.

- Строительство обходов Шкотово - Смоляниново, Хмыловский - Находка-Восточный, Тигровый - Партизанск и Смоляниново - Тигровый - быстро достижимые точки роста. Не настолько масштабные и не такие затратные, как прокладка тоннелей, но позволяющие увеличить на 42 миллиона тонн (практически в три раза!) пропускную способность в сторону портов Приморья, где сконцентрированы угольные, контейнерные и нефтяные мощности, - подчеркнула Ирина Ольховская.

Путин обсудил с Байсаровым строительство нового ж/д моста в Китай

Примеров частных инвестиций в строительство железных дорог до недавнего времени не было, но запуск Тихоокеанской железной дороги в Хабаровском крае, запланированный на конец 2024 года, может подвигнуть к созданию новых участков те компании, чей экспортный потенциал сдерживается нехваткой железнодорожных мощностей.

- Это уникальный проект, реализуемый на частные инвестиции, - железная дорога из Якутии на север Хабаровского края, к порту Эльга. Уже построено 280 из 500 километров пути, первый причал порта готов, в этом году планируется принять тестовый балкер. Угольщики повезут по ТЖД свою продукцию и освободят часть провозных мощностей на БАМе и Транссибе, - сообщил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

Он отметил, что с момента принятия решения в июне 2021 года до высадки строителей прошло всего восемь месяцев. Трасса прокладывается в горных и таежных условиях, крупных населенных пунктов нет на сотни километров вокруг. Инвестиции угольной компании "Эльга" в строительство дороги и порта составили около 147 миллиардов рублей.

/ Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Третий этап модернизации

По поручению президента, в марте должен быть готов проект третьего этапа модернизации Восточного полигона. Ориентировочно работы будут разбиты на три подэтапа, учитывая сроки формирования грузовой базы реализуемых проектов на Дальнем Востоке, в Центральной России, на Урале и в Западной Сибири. Чиновники обещают ускориться.

- Чтобы не повторить ошибок, нам надо определить, что делать в первую очередь максимально быстро, иначе мы уйдем в дискуссии, как это было со вторым этапом, когда 4,5 года обсуждали, что делать, и осталось три года на стройку, - признал замглавы ОАО "Российские железные дороги" Андрей Макаров. - Сейчас фокус действительно на Дальневосточной железной дороге: 85 объектов, строительство которых планируется начать после 2024 года, уже в стадии проектирования. Рассчитываем, что в первом квартале 2024-го проектная документация пройдет государственную экспертизу. Это необходимо для того, чтобы у нас был резерв, которым можно в любой момент воспользоваться, независимо от того, когда по срокам будет принято решение о начале работ на том или ином объекте.

Регионы ДФО