04.02.2024 21:02
Культура

Андрей Максимов - о последних воспоминаниях Марка Захарова

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №24 (9266)
"Театральная фантазия на тему... Мысли благие и зловредные" - последние воспоминания великого Марка Анатольевича Захарова.
Читать на сайте RG.RU

Человека с нами нет. А мысли его с нами остались - и новые, и те, что уже звучали когда-то. Но все - сегодняшние. Необходимые именно, сейчас, когда, собственно, книга и вышла.

Смею думать, что я неплохо знал Марка Анатольевича, общался с ним, и периодически у меня возникал вопрос: "Как он может?" Не в отрицательной коннотации, а любопытства ради: как он может так жить, так работать, так общаться? Как у него получается?

Собственно, в поисках ответа на этот вопрос я и углубился в новую книгу великого человека.

Марк Анатольевич, конечно, знал себе цену, как режиссеру. Прекрасно ощущал, что он - мастер. Но это не мешало ему относиться к себе иронично. Иронией проникнута вся книга. Захаров не терпел панибратства, но и слишком серьезного отношения к самому себе не позволял.

"Мне нравится выглядеть несерьезным человеком, - признается Захаров, - хотя на вид я достаточно угрюмая личность". Никогда не ощущал Захарова угрюмым, может быть, потому, что у него была невероятно открытая и, я бы сказал, мудрая улыбка. Протягивая руку для пожатия, он улыбался так, словно хотел понять что-то важное в собеседнике. Всегда разговаривал заинтересованно и внимательно.

Человека с нами нет. А мысли его с нами остались - и новые, и те, что уже звучали когда-то

Сейчас многие театры обрели новых худруков. И мы еще раз смогли убедиться: насколько это тяжелое дело - строить свой театр. У кого-то получается лучше, у кого-то - хуже, у кого-то вообще ничего не выходит, но он все равно держит фасон.

И тут, конечно, опыт Захарова может пригодиться. Марк Анатольевич создал суперуспешный и что, пожалуй, еще важней: суперлюбимый театр. Как у него это получилось?

Когда он пришел в театр имени Ленинского комсомола на должность "исполняющего обязанности главного режиссера" - это не вызвало особого восторга театральной общественности. Во-первых, прошло всего семь лет после увольнения с главрежей театра Анатолия Эфроса, и все прекрасно понимали, что это увольнение было несправедливым. Во-вторых, сама фигура Захарова вызывала интерес довольно робкий. Несколько спектаклей в Сатире, два из которых были закрыты, и это, конечно, в глазах театральной общественности сильно шло в плюс. Замечательный "Разгром" в Маяковке. И все?

Это сейчас не сразу поймешь: почему именно этого режиссера поставили театром руководить. Советская власть случайностей не признавала.

"Современник" возвращает легендарный спектакль Галины Волчек "Двое на качелях"

Но Захаров сразу начал делать спектакли, которые вызывали интерес. Принято считать, что знаменитый "Ленком" начался с "Тиля" Григория Горина с Караченцовым и Чуриковой в главных ролях. Это, действительно, был великий спектакль о свободном человеке, которого невозможно закабалить никак и ничем.

Но он не был первым. Первый - "Автоград XXI". Захаров привел в театр Юрия Визбора - очень любимого народом и очень сомнительного для власти человека. И вывел на сцену рок-группу, а это была почти революция!

Нигде в своей книге Захаров не пишет слов типа: "Я всегда хотел соответствовать своему времени". Но когда читаешь его воспоминания, понимаешь, что, по сути, это так и есть. Захаров, как, может быть, никакой иной режиссер чувствовал ожидания зрителей и умел их удовлетворить. Он всегда шел чуть-чуть впереди своего зрителя и звал его за собой.

В "Автограде XXI" впервые на сцену "Ленкома" вышел великий Олег Янковский, которого Захарову посоветовал посмотреть Евгений Павлович Леонов. И тому и другому, к слову сказать, в книге посвящено немало очень проникновенных страниц.

Новые руководители театров, в подавляющем своем большинстве, почему-то не делают того, с чего начинал Марк Захаров. А позже, возглавив МХАТ, Олег Павлович Табаков, который сказал мне: "Главная моя задача сейчас - создать лучшую в стране труппу".

Складывается ощущение, что труппа "Ленкома" всегда была звездной и остается ею до сих пор. (За это - отдельный респект Марку Варшаверу, который сумел труппу сохранить). Между тем эта труппа создавалась, причем созидалось несколько поколений звезд. Я помню, как все волновались, когда Захаров решил выпустить "Женитьбу Фигаро" без "первачей": Янковского, Збруева, Караченцова, Чуриковой и других звезд, на которых ходил зритель. Спектакль между тем идет уже тридцать лет. За это время молодые стали народными. И пришло новое поколение. И опять - аншлаг.

Он всегда шел чуть-чуть впереди своего зрителя и звал его за собой

Кино Марка Захарова - отдельная история. На мой взгляд, он абсолютно уникальный режиссер уже хотя бы потому, что у него нет не то что ни одного плохого, но хотя бы одного проходного, нелюбимого фильма. Как у него это получается? И тут бы написать: ответ ищите в книге, но ответа нет. Размышления и авторский анализ есть, а ответа на прямой вопрос нет и быть не может. По поводу таланта можно много рассуждать, но поверить алгеброй гармонию ни у кого не получается.

Дочь режиссера, народная артистка Александра Захарова, как я понимаю, немало сделала для выхода этой книги, которая ей посвящена. Странная издательская "забывчивость": есть предисловие к книге, из текста которого можно догадаться, что его написала Александра Марковна. Однако предисловие не подписано.

Захарова пишет: первое ее воспоминание об отце - папа, сидящий за столом. Посмертная книга мастера - это, безусловно, очень хорошая, глубокая, одновременно мудрая и ироничная литература.

Поговорите с Марком Захаровым - не пожалеете.

Драматический театр