10.02.2024 09:00
Общество

Известный самарский фотопроект получил неожиданное продолжение

Известный самарский фотопроект получил неожиданное продолжение
Текст:  Андрей Полынский
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (9274) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №39 (9281)
Известный фотопроект "Жены героев" станет международным. Выставку собираются открыть на Кубе со снимками жен кубинских военных. Автор проекта - председатель женсовета 2-й гвардейской общевойсковой армией Екатерина Колотовкина, супруга генерал-лейтенанта Андрея Колотовкина, в беседе с "РГ" рассказала о доле жены русского офицера и о том, как изменилась ее жизнь после "Жен героев".
Читать на сайте RG.RU
/ vk.com/geroi_samara

От любви к мужу

Как появилась идея фотопроекта "Жены героев"?

Екатерина Колотовкина: От любви к мужу, прежде всего. Он долго не выходил на связь, находясь на фронте. И однажды мой взгляд упал на его китель, который висел в шкафу. Я надела его и почувствовала исходящую от него мощь. Китель был тяжелый и не по размеру, но в то же время он согревал и давал силу, уверенность, что я со всем обязательно справлюсь. И когда я описала все это в чате женсовета 2-й гвардейской армии (председателем которого я являюсь), каждая из моих подруг, придя домой, накинула китель своего мужа и почувствовала то же самое. И я поняла, что это то, что нас объединяет, независимо от должности и звания мужа, национальности, возраста.

Фотопроект "Жены героев" обретает всероссийский масштаб

За последний год этот проект явно перешагнул региональные рамки, стал всероссийским…

Екатерина Колотовкина: Более того - он станет международным. Мы собираемся открывать выставку на Кубе с фотографиями жен кубинских военных. А в России уже практически во всех регионах прошли акции "Жены героев". Причем зачастую в одном городе по несколько раз. И не заканчивается: к нам из субъектов поступает все больше предложений приехать на открытие такой выставки. Проект не только развивается, но и породил другие. Это "Мамы героев", "Дети героев", даже уже начинается проект "Отцы героев".

Екатерина Колотовкина (на фото слева): Однажды я надела китель мужа и почувствовала исходящую от него мощь. Он был тяжелый и не по размеру, но в то же время согревал и давал уверенность, что я со всем обязательно справлюсь. / vk.com/geroi_samara

Они тоже фотографируются в кителях своих сыновей и отцов?

Екатерина Колотовкина: Да, но бывает, по разным причинам, что кителя бойца нет. Тогда родные берут в руки его фуражку или просто портрет. В поддержку друг друга и тех, кто сейчас на СВО.

В окопах атеистов нет

Вы организовали в Самаре пошив шевронов с ликом Богородицы. Как сами бойцы отнеслись к этой инициативе?

Екатерина Колотовкина: Великолепно отнеслись. Знаете, когда мы едем в зону СВО, то видим издалека на блокпостах ребят с шевронами и понимаем, что это наши бойцы, из 2-й армии. На сегодняшний день "за ленточку" отправлено столько шевронов, что их уже носят и воины из других армий. Как раз после удара ВСУ по Макеевке, где погибли самарские военнослужащие, в войсках пошли разговоры, что наш шеврон чудодейственный: те ребята, у кого он был, остались живы. Они верят в то, что им помогла Богородица, благодаря этому шеврону.

Однажды мой взгляд упал на китель мужа. Я надела его и почувствовала исходящую от него мощь

А ребята-мусульмане?

Екатерина Колотовкина: Они сказали, что тоже хотят иметь такой шеврон. И тогда мы создали мусульманский шеврон с оберегающими словами из Корана. На сегодняшний день отправили на фронт уже более пяти тысяч штук.

Маленькая Саша. Зачем красавица-второкурсница из МГИМО уехала "за ленточку"

Известна фраза маршала Победы Жукова о том, что в окопах атеистов нет. Это действительно так?

Екатерина Колотовкина: Абсолютно! Мы поддерживаем стремление ребят к вере. Она придает силы на переднем крае. Для меня нет разницы, христианин он или мусульманин. Через наш фонд мы передаем на фронт коврики для молитв, Кораны, Библии и иконы. Может быть, именно для этого Господь и допустил СВО, чтобы мы изменились, увидели друг друга, сплотились, начали помогать друг другу. И вообще, согласитесь, ценности в нашем обществе стали другими.

Ждут ли писем на передовой

Кроме того, вы стали директором благотворительного фонда "Звезда и вера", который занимается помощью участникам СВО и жителям освобожденных территорий. Как часто выезжаете на фронт, что везете?

Екатерина Колотовкина: Раз в месяц. Обычно везем с собой дорогостоящую технику для организованных нами школ по обучению операторов БПЛА. Ну и каждый раз работаем по заявкам с фронта. Это медикаменты, дроны-камикадзе, дизельные генераторы, приборы ночного видения, прицелы, автомобили и другое. Продукты в последнее время не возим, так как наша армия снабжается хорошо и парни в этом не нуждаются. И, конечно, передаем письма.

Приходилось слышать такое мнение: бойцам не нужны послания от незнакомых людей…

Екатерина Колотовкина: Это совершенно не так. Мы сейчас заезжали в госпиталь, и военный медик нам призналась: "Вы не представляете, как приятно получать письма от человека, который пишет мне слова благодарности! Бывает, плачешь, когда читаешь их". Прошу всех: пишите письма на фронт. Пересылайте через наш фонд, мы обязательно довезем.

Екатерина Колотовкина (на фото слева): Однажды я надела китель мужа и почувствовала исходящую от него мощь. Он был тяжелый и не по размеру, но в то же время согревал и давал уверенность, что я со всем обязательно справлюсь. / vk.com/geroi_samara

Ночевала в амбаре с мышами

Вам не страшно находиться на передовой?

Екатерина Колотовкина: Однажды мне пришлось заночевать в амбаре с мышами. И хотя недалеко грохотали снаряды, скажу честно, мышей я боялась больше всего. Их было там очень много, они бегали рядом по всему амбару, пищали, скреблись и издавали жуткий запах. До сих пор вспоминаю с содроганием.

Были ли необычные встречи?

Екатерина Колотовкина: Каждая поездка "за ленточку" незабываема. В этот раз нашу группу сопровождали двое военных из Дагестана - братья-двойняшки. Случайно узнали, что у них день рождения. Мы тут же раздобыли торт, соорудили стол. Ребята задули свечи, очень стеснялись нашего внимания. Я позвонила их маме в дагестанское горное село и поблагодарила за таких замечательных сыновей. Глаза ребят светились счастьем, для них это был самый лучший день рождения в их жизни. И от этого мы тоже были счастливы.

Омский священник оборудовал мобильный храм в УАЗе для поддержки бойцов СВО

15 минут на решение

В позапрошлом году вы отметили фарфоровую свадьбу - 20 лет вашей с генералом Колотовкиным совместной жизни. А как вы познакомились со своим будущим мужем?

Екатерина Колотовкина: Это случилось во Владикавказе, в одном из ресторанов. Он был военнослужащим, а я - молодой 18-летней студенткой. Он сидел за соседним столиком в окружении своих сослуживцев. После 15 минут знакомства он мне предложил выйти за него замуж.

Вы сразу согласились?

Екатерина Колотовкина: Нет, конечно. Я долго не соглашалась. Где-то полгода он меня покорял. Хотя влюбилась в него сразу. Все, кто знает моего мужа, говорят, что это человек, который никого не оставит равнодушным. Он порядочен до мозга костей, от него исходит невероятно светлая энергетика, которая притягивает.

Самарский фотопроект "Жены героев" объединил жен бойцов СВО

Эмоции - только за дверью

Начало воинской службы вашего мужа пришлось на чеченскую кампанию…

Екатерина Колотовкина: Да, как раз когда он был на последнем курсе военного училища, в Москве случился так называемый путч. И вскоре после того, как он выпустился, начались боевые действия в Чечне, куда он попал молодым лейтенантом в качестве командира разведроты 131 Майкопской бригады. Участвовал в двух чеченских кампаниях, был тяжело ранен.

Как-то мне пришлось заночевать в амбаре с мышами. Недалеко грохотали снаряды, но мышей я боялась больше

Как часто вам приходилось провожать мужа на фронт?

Екатерина Колотовкина: В Южную Осетию, Сирию и на СВО.

Можно ли к этому привыкнуть?

Екатерина Колотовкина (на фото слева): Однажды я надела китель мужа и почувствовала исходящую от него мощь. Он был тяжелый и не по размеру, но в то же время согревал и давал уверенность, что я со всем обязательно справлюсь. / Из архива Екатерины Колотовкиной

Екатерина Колотовкина: Я думаю, можно научиться вести себя. Первый раз, когда собирала мужа в Южную Осетию, я находилась в положении. Было очень эмоционально тяжело. А сейчас я не показываю своих эмоций, и он уходит с пониманием того, что я со всем справлюсь. Мне кажется, это очень важно для него. Именно поэтому я призываю и учу других женщин, чтобы они научились провожать своих мужчин на фронт. Им важно, как это происходит. Потом мы можем закрыть дверь и дать волю своим эмоциям. Но проводить его должна достойно.

Выходила не за лейтенанта

Наверное, самая популярная фраза из фильма "Москва слезам не верит" - для того, чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта…

Екатерина Колотовкина: Абсолютно не согласна с этим утверждением. Лично я не выходила замуж за лейтенанта. На тот момент он был уже майором. Я знаю достаточно примеров, когда генерал женится второй раз и создается прекрасная семья. Нельзя всех подводить под какой-то один шаблон.

Звезды российского цирка увековечат память пса-героя Сармата, погибшего на СВО

Согласен с вами, но думаю, что смысл этой фразы в другом.

Екатерина Колотовкина: Я точно знаю, что в становлении своего мужа сыграла немалую роль. Потому что я за ним следовала на протяжении многих лет с тремя детьми, а также с нашими кошками, собаками, домашней утварью, кастрюлями и комнатными цветами. И всегда он знал, что у него за спиной крепкий тыл. В том числе поэтому, наверное, он и стал генералом.

А как часто приходилось переезжать из гарнизона в гарнизон?

Екатерина Колотовкина: Очень часто. Вот вам пример. Наш ребенок пошел в первый класс во Владикавказе, в середине года мы переехали в Симферополь, а заканчивал учебный год он уже в Адыгее.

Где пришлось пожить за это время?

Екатерина Колотовкина: Мы объездили практически весь Кавказ: Армения, Осетия, Ингушетия, Дагестан, Чечня... Жили в Севастополе, Новочеркасске, Москве, и вот сейчас - Самара.

Екатерина Колотовкина (на фото слева): Однажды я надела китель мужа и почувствовала исходящую от него мощь. Он был тяжелый и не по размеру, но в то же время согревал и давал уверенность, что я со всем обязательно справлюсь. / Из архива Екатерины Колотовкиной

Сын надел погоны

В Самаре осели окончательно?

Екатерина Колотовкина: Да, я очень полюбила этот город сразу же, как мы в него переехали. Здесь замечательные люди. И мы приняли решение остаться. А детям, чтобы получить хорошее высшее образование, не нужно переезжать в Москву, здесь все для этого есть.

Екатерина Колотовкина (на фото слева): Однажды я надела китель мужа и почувствовала исходящую от него мощь. Он был тяжелый и не по размеру, но в то же время согревал и давал уверенность, что я со всем обязательно справлюсь. / Из архива Екатерины Колотовкиной

Кем хотят стать ваши дети?

Екатерина Колотовкина: Старший сын уже определился. Совсем недавно он получил звание младшего лейтенанта, работает в полиции. Среднему сыну очень нравится то, чем занимается старший брат. Младшая - дочка - говорит, что станет адвокатом.

А ваши братья тоже военные?

Екатерина Колотовкина: Да, два моих младших брата находятся сейчас в зоне СВО. Приняли такое решение пойти по стопам моего мужа. С одним из них я встречалась недавно в Запорожской области. Причем они не офицеры, а рядовые. Награждены государственными наградами.

Каждый месяц Катя бывает на передовой с волонтерской миссией. Там у нее родные: муж, два брата, воины самарского гарнизона, а также все защитники Отечества, вне зависимости от региона и национальности. / РИА Новости
Общество