20.02.2024 18:20
Власть

Госдума запрещает рекламу на ресурсах иноагентов

Текст:  Татьяна Замахина
Российская газета - Федеральный выпуск: №38 (9280)
Госдума приняла в первом чтении поправки в законодательство, запрещающие рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов. Табу вводится и на рекламу самих "агентов" на других сайтах и в соцсетях. Депутаты уточнили, что цитирование в СМИ материалов иноагентов не будет подпадать под действие закона - если журналисты при этом их не "пиарят".
Читать на сайте RG.RU

Под законопроектом стоят подписи 395 депутатов Госдумы. Как пояснил один из авторов, председатель Госдумы Вячеслав Володин, запрет на распространение рекламы касается любых платформ - сайтов, блогов, социальных сетей. Законопроектом также запрещается рекламировать в СМИ и интернете ресурсы самих иноагентов, добавил председатель ГД. За нарушение запрета будет грозить наказание до двух лет лишения свободы, подчеркнул спикер.

Вводится конфискация имущества за фейки об армии

Он cообщил, что только в минувшем году более 200 российских физлиц и юрлиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иноагентов. "Это сотни миллионов рублей. Многие из получивших их негодяев не скрывают, что жертвуют средства ВСУ, которые убивают наших солдат, офицеров, мирных граждан. Это необходимо пресечь", - уверен Володин.

Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев уточнил, что запрет затрагивает всех российских физических и юридических лиц - вне зависимости от форм собственности. По его словам, инициатива направлена на защиту безопасности и суверенитета России. "Ведь фактически деньги наших граждан и бизнеса шли на подпитку тех, кто не скрывает своей открыто враждебной по отношению к стране позиции", - добавил политик.

Он привел данные о том, что общий объем такой рекламы за минувший год превысил 130 млн рублей. Но на самом деле эту официальную сумму можно умножить в несколько раз, не исключил глава комитета.

Согласно пояснению Пискарева, иноагент должен будет удалить рекламу после замечания. "Есть такой механизм: сначала предупреждение, если не устранили нарушение, там будет уже наступать административная ответственность", - сказал он. А для злостных нарушителей возможна и уголовная.

Пискарев обратил внимание на то, что власти РФ не выступают против того, чтобы существовали "агентские" сайты. Иноагенты смогут продолжить работать и дальше, однако недопустимо дать им "делать миллионы из воздуха" - тем более что они работают не в интересах России, отметил депутат. "Мы против того, чтобы ресурсы были предметом рекламы, а реклама - это побуждение как можно большего количества людей обращаться на такие ресурсы", - пояснил он.

Моргенштерну оставили в силе штраф за непредоставление "иноагентской" отчетности

Если СМИ опубликует материал иноагента или процитирует его, то нарушением это не будет, уточнил также парламентарий. Однако закон будет нарушен, если такая публикация будет сделана "в рекламных целях - с целью привлечения аудитории, чтобы как можно больше людей могли иметь доступ к ресурсам иностранных агентов". В частности, недопустимо в целях рекламирования размещать прямые гиперссылки на такие ресурсы, добавил Пискарев. По его словам, если речь идет об информационном сообщении, в котором идет речь об иностранном агенте, то никаких ограничений нет. Но маркировка обязательна: СМИ должно указать "агентский" статус.

Зампред комитета по информполитике Антон Горелкин для разъяснения привел аналогию с нацистской символикой: ее упоминание возможно, однако пропаганда запрещена. Тот же принцип будет действовать и здесь.

Запрет на распространение рекламы касается любых платформ - сайтов, блогов, социальных сетей

На пленарном заседании также обсудили следующую ситуацию: не исключено, что иноагенты могут в целях провокации размещать рекламу (в том числе политическую), чтобы кого-то "подставить" - политика или компанию. Как пояснила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, в случае таких попыток провокации будет дополнительно решаться вопрос о привлечении к ответственности иноагента за мошенничество и подлог.

Второе и третье чтение инициативы депутаты хотят провести на следующей неделе.

Комментарии

Алексей Говырин, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству:

"Это верная мера, поскольку сами иноагенты не должны обогащаться за счет наших граждан и организаций, и россияне не должны сотрудничать с ними, перечисляя им средства за настоящую или ненастоящую рекламу по баснословным расценкам вражеским выгодоприобретателям. Фигуранты списка Forbes среди них имеются и другие далеко не бедные личности, которые делают не только высказывания, но и совершают различные противоправные деяния, за которые уже предусмотрена соответствующая ответственность. Многие из них создавали и распространяли материалы, а также выступали против спецоперации на Украине и распространяли фейки о решениях российской власти и проводимой ею политике.

Законопроект позволит людям, по сути, всех этих персонажей забыть. Ведь их популярность и спрос на рекламу во многом продолжал поддерживаться посредством СМИ и соцсетей. Если эту возможность убрать, то их популярность быстро сойдет на нет".

Рекламу в видеоиграх предлагается ограничить до пятнадцати секунд

Антон Немкин, член Комитета ГД по информационной политике:

"Предварительно общий объем такой рекламы за минувший год достиг 133 млн рублей. Сумма внушительная, особенно, если учитывать, что она пошла на финансирование тех, кто активно поливает Россию грязью и распространяет на своих ресурсах фейки и деструктив.

Люди, которые уже предали Россию, выступают против нее и стремятся распространить свои антироссийские взгляды среди большого количества пользователей, не должны иметь возможность зарабатывать в нашей стране, чтобы потом использовать эти средства против нас же.

Кроме того, сегодня ресурсы иноагентов активно используются зарубежными странами для вмешательства в проведение выборов президента в России. Анализ публикаций в СМИ, интернете, соцсетях и блогосфере показывает, что более 100 лиц из числа включенных в реестр иноагентов находятся сегодня за границей и активно высказываются оттуда относительно проводимой в нашем государстве политики, в том числе как раз по вопросам проведения выборов президента. На страницах этих людей в соцсетях можно найти попытки организации протестных акций, направленных на срыв выборов в России, массовые фейковые вбросы о проведении терактов, координацию протестных акций и беспорядков. И вместе со всем этим деструктивом на их ресурсах сейчас также присутствует реклама отечественных компаний, продуктов, которая привлекает внимание граждан, делает такие каналы более популярными".

Тем временем

В Ассоциации блогеров и агентств (АБА) полагают, что введение запрета на размещение рекламы у иноагентов не отразится на рекламном рынке.

"Мы уверены, что законопроект практически не затронет рынок инфлюенс-маркетинга. Важно понимать, что блогеры со статусом "иноагент" - это не более 1% от всего рынка. Суммарно доходы 10 крупнейших блогеров-иноагентов держатся на уровне 500 млн рублей в год (по данным АБА), а весь рынок - это порядка 50 млрд рублей в год. К тому же иноагенты давно сотрудничают с иностранными компаниями, из российских у них размещают рекламу разве что онлайн-школы (но они массово закупают интеграции у большого числа блогеров)", - сообщила "РГ" президент Ассоциации блогеров и агентств, глава агентства Hello blogger Таня Иванова.

Подготовил Олег Капранов

Госдума Внутренняя политика