20.02.2024 18:53
Экономика

Журналист Олег Капранов: Вопросы о том, как будет работать закон о запрете рекламы у иноагентов, остаются

Текст:  Олег Капранов (журналист)
Госдума должна рассмотреть в первом чтении поправки в законодательство, запрещающие размещение рекламы на информационных площадках иностранных агентов. При вполне понятном посыле законодателей вопросы практической реализации закона остаются.
Читать на сайте RG.RU

Как сообщал председатель Госдумы Вячеслав Володин, те, кто оскорбляет Россию и ее Вооруженные силы, "должны понимать, что никто не будет размещать рекламу на их ресурсах". А как пояснил глава комитета по безопасности Василий Пискарев, за нарушение запрета размещать рекламу на сайтах иноагентов, в их соцсетях и на других онлайн-площадках будет грозить до двух лет лишения свободы.

Володин: В ГД предлагают лишить иноагентов всех источников доходов в РФ

Попытаемся понять, как это будет работать на практике. Не сомневаюсь, что компании, работающие в российской юрисдикции, свернут остатки своих взаимодействий с иноагентами. Они и так были минимальны: по данным Минюста, за 2023 год таких рекламодателей насчитывалось всего около двухсот. Компании, особенно большие, тем более с государственным участием, и так отказывались от такого сотрудничества, но теперь даже под потенциальной его возможностью будет подведена черта.

Но если посмотреть на пул рекламодателей, сотрудничающих с популярными иноагентами, то мы увидим там преимущественно структуры, работающие на глобальном рынке. Это различные криптовалютные и финансовые сервисы, образовательные платформы, компании по оказанию визовой и иной поддержки релокантам, и многие другие, вплоть до онлайн-казино. Фактически, мы имеем дело с блогерами-иноагентами, обитающими за пределами России, и компаниями-рекламодателями, работающими из-за границы. И требования российского законодательства они соблюдать не будут.

Опять же, нет ясности с ответственностью за нарушение новых правил, а также и с возможными перекосами их применения. На поверхности, например, лежит новый способ борьбы предпринимателей между собой - размести рекламу конкурента у иноагента и избавься от него. В отсутствие возможности отследить цепочку размещения рекламы и ее оплаты регулятору придется ориентироваться на сам факт такой рекламы. Как в этом случае будут определять виновных в таких размещениях - на данный момент не совсем ясно.

Бизнес