21.02.2024 15:10
Русское оружие

Вновь рожденный: чем уникален Ту-160М, за штурвалом которого побывал Путин

Текст:  Олег Корякин
21 февраля президент России Владимир Путин во время посещения Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова побывал за штурвалом модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М. Корреспонденту "РГ" ранее посчастливилось наблюдать за сборкой ракетоносца и из уст разработчиков узнать, в чем его особенности.
Читать на сайте RG.RU
Путин приехал на Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова

Для начала немного истории. Этот легендарный самолет, за свой изящный вид получивший второе имя "Белый лебедь" был разработан еще в 1970-е годы, но по сей день остается мощнейшим в мире ударным сверхзвуковым самолетом. На Казанском авиационном заводе серийный выпуск машины начался в 1984 году. После развала Советского Союза производство Ту-160 остановили. Но предприятие продолжало обслуживать находящихся в строю "Белых лебедей". А спустя годы белоснежный стратег обрел здесь вторую жизнь.

Путин в Казани поднялся за штурвал модернизированного ракетоносца Ту-160М

Как пояснил "РГ" директор конструкторско-технологического цеха Александр Ромадановский, за время эксплуатации оборудование Ту-160 устаревало, требования к самолетам изменились. К тому же часть комплектующих изготавливалась раньше на территории всего Советского Союза, а теперь все эти производственные цепочки оказались оборваны. Так было принято решение о глубокой модернизации Ту 160.

- Мы заменили большую часть оборудования, автоматическую бортовую систему управления, комплекс управления топливом, авиационную систему, вооружение, - рассказывает директор КБ. - Новая информационно-управляющая система позволила отказаться от аналоговых приборов. Кабина самолета полностью цифровая.

Вот так выглядит стратегический ракетоносец Ту-160М в процессе сборки. / Александр Эшкинин/РГ

По словам замначальника летной испытательной станции и начальник инженерно-авиационной службы КАЗ Дмитрия Колесова, отличить на глаз Ту-160М от старой версии смогут только специалисты.

А внутренне это совершенно другой самолет, - поясняет он. - Прежним остался фюзеляж. Улучшились его летные и эксплуатационные характеристики, облегчилась работа экипажа, - пояснил он.

В 2018 году президент России поставил задачу организовать постройку совершенно нового Ту-160, что называется, с нуля. Это стало вызовом для КАЗ: проекты таких масштабов не реализовывались с советских времен. Воссоздание производства "Белого лебедя" стало импульсом для модернизации всего завода.

Самолет нужно было делать по новым технологиям, в том числе и для сокращения производственного цикла. Потребовалось оцифровать всю конструкторскую документацию. Трудности были связаны с освоением той технологии, по которой производились Ту-160. Какие-то компетенции были упущены или оказались за пределами России. Работа проводилась огромная. Основной задачей стало восстановление лучевой сварки центральной балки самолета. К счастью, все оперативно удалось наладить.

Рабочая поездка Владимира Путина в Республику Татарстан

В январе 2022 года произошло историческое событие. Вновь построенный Ту-160М совершил первый полет с аэродрома КАЗ. Самолет поднялся на высоту 600 метров и выполнил несколько несложных маневров. Полет продолжался около получаса.

Построенный с нуля ракетоносец Ту-160М совершил первый полет

По характеристикам изготовленный с нуля "Белый лебедь" ничем не отличается от модернизированной версии Ту-160М.

Нам посчастливилось побывать в цехе, где собирают ракетоносцы.

- В настоящее время происходит стыковка фюзеляжа. Все комплектующие на данный момент поставлены, - поясняет замначальника производства по сборке фюзеляжа Алексей Шаландин.

Крылья Ту-160М собирают в отдельном цеху. Затем их соединят с фюзеляжем, и самолет обретет привычный облик.

На летные испытания переданы два стратегических ракетоносца Ту-160М Модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160М
Вооружение России Казань