Председатель городского комитета по транспорту Валерий Ведяшкин в информационном проекте "Барнаул сегодня" сообщил, что новые вагоны оказались длиннее привычных для барнаульцев "Татр" - соответственно, их смещение на путях при повороте (так называемый вынос) получается больше на целых шестьдесят сантиметров. Из-за этого на некоторых участках трамвайных путей трамваи могут задеть опоры контактной сети.
В Барнауле самыми напряженными по протяженности и пассажиропотоку считаются два маршрута - №№1 и 7 ("семерка" растянута более чем на пятьдесят километров).
- Прошлым летом, еще до того как вагоны доставили на предприятие, семь опор на данных маршрутах "Горэлектротрансом" были демонтированы либо переставлены. Обкатка новых трамваев по этим маршрутам проведена, опоры нигде не мешают. У некоторых вагонов накат превысил тысячу километров, - утверждает Валерий Ведяшкин.
Чтобы красно-черные "белорусы" пошли по другим маршрутам (№№2, 3, 4, 5, 9 и 10), схожую проверочную работу надо провести на тех участках трамвайной сети, где остаются сложности. Глава транспортного комитета признал и вторую проблему - недостаточный контроль содержания трамвайных путей зимой со стороны МУП "Горэлектротранс". Если толком не убирать снег со шпал, белорусские трамваи бороздят по снежной подушке, а это может привести к повреждению тяговых двигателей и редукторов. Поэтому такие улицы, как Челюскинцев, зимой для новых вагонов опасны.
- Они низкопольные и требуют более тщательного содержания путей. Руководство предприятия это понимает и перестроило часть работы по очистке от снега, - сообщил чиновник.
Третья сложность связана с культурой пассажиров. Первые рейсы новичков вызвали большой ажиотаж у барнаульцев. 1 февраля в один из трамваев набилось так много желающих, что двери не смогли закрыться из-за специальных датчиков. Повлияло и чрезмерное любопытство.
- Вагон современный. Если вам захотелось нажать на какую-то кнопочку, надо понимать, что это может иметь последствия. Потому что каждая кнопка за что-то отвечает, и бездумно экспериментировать в вагоне во время движения точно не стоит, - пояснил Валерий Ведяшкин.
И, наконец, есть сложности в техобслуживании и ремонте. Привычные для всех "Татры" достаточно поднять на домкратах. С новыми трамваями этого уже не получится из-за габаритов.
В целом становится очевидным, что при закупке белорусских трамваев в 2022 году все эти детали не были учтены.
Мнения барнаульцев, опробовавших новую технику, как обычно, разделились. Одни хвалят "белорусов" за комфортные мягкие сиденья, тепло в салоне (правда, в первой декаде февраля было не холодно), камеры видеонаблюдения, мигающие двери (красным - закрываются, зеленым - открываются) и наличие USB-разъемов для зарядки гаджетов. Другие ворчат по поводу малого количества сидячих мест, узковатых кресел для одетых по-зимнему горожан и тесных проходов.
Девятнадцатого февраля на площади Октября корреспондент "РГ" попробовал на себе проверить достоинства и недостатки белорусских вагонов. В 20-градусный мороз протоптался на остановке пятьдесят минут. Мимо в разные стороны катили трамваи первого и седьмого маршрутов. Шли красно-желтые старенькие "Татры". Шли голубые вагоны, подаренные Алтайскому краю в 2021 году мэром Москвы Сергеем Собяниным. И ни одного "черно-красного".
В Барнаул из Белоруссии пришло десять вагонов. По теории вероятности за это время хоть один новичок должен был появиться. И тут напрашиваются как минимум два вывода: либо большинство "белорусов" по-прежнему не готово к работе по техническим причинам, либо они боятся сибирских морозов. Ждем очередных комментариев от "Горэлектранса", городского комитета по транспорту или же правоохранительных органов.
Между тем
Руководитель "Горэлектротранса" с ноября прошлого года находится под домашним арестом - Николай Петряшин подозревается в превышении должностных полномочий. 22 января Индустриальный районный суд Барнаула продлил ему домашний арест до 8 апреля. По данным судебной картотеки, среди потерпевших числится региональный минтранс, проводивший закупку белорусских трамваев.