Поддержка предпринимателей СКФО и их масштабный выход на российский рынок многократно повышают туристическую привлекательность региона, ведь узнаваемые товары часто напоминают о самих курортах юга России. Об этом заявил генеральный директор госкорпорации "Кавказ.РФ" Андрей Юмшанов.
Одной из важных Юмшанов назвал начатую осенью 2023 года программу добровольной сертификации местных производителей. Проект, подержанный минэкономразвития РФ, позволит малому и среднему бизнесу Северного Кавказа получить конкурентные преимущества при продвижении своей продукции. Сегодня заявки на сертификацию под знаком качества "Продукция Кавказа" подали 57 производителей СКФО.
- Эта система полностью независимая и открытая для участия любого зарегистрированного в округе производителя. Задача - не только подтвердить качество, но и подчеркнуть связь продукции с местом ее происхождения, - отметил Андрей Юмшанов. - Помимо традиционно популярной сельхозпродукции, строительных материалов и минеральных вод, первыми сертификаты получили продукты возрожденных народных промыслов. Популяризация местных брендов уже приводит к серьезным результатам, в том числе повышается спрос на уникальные товары.
Сертифицировать предлагается продукты питания, питьевую воду, посуду, мебель, одежду, бытовую химию, сувениры, игрушки, алкоголь и строительные материалы. До конца 2023 года эту процедуру предпринимателям можно пройти бесплатно. Продукцию будут маркировать специальным знаком. Производители получат ряд преимуществ, например возможность параллельно сертифицировать товары на соответствие стандартам халяль и требованиям к производству органической и "зеленой" продукции. Также Роскачество может оказать содействие в получении российского Знака качества.
- Процедура проводится на основании документарной проверки. Основное требование - производство должно находиться на территории СКФО, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель директора департамента проектов устойчивого развития Роскачества Владимир Увайдов.
По мнению профессора кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве Российской Федерации, доктора экономических наук Надежды Капустиной, важно, что брендирование знаком качества поможет мелким производителям. Зачастую у них нет дополнительных финансовых возможностей продвижения своих продуктов на рынок, так как это требует больших затрат и привлечения высококвалифицированных специалистов в области маркетинга.
По словам доцента Финансового университета при Правительстве РФ Петра Щербаченко, бренд товаров макрорегиона постепенно приведет к увеличению спроса на продукцию и повышению ее качества.
- Из региональных брендов начинается путь всех местных товаров к известности по всей стране. Разработка системы сертификации "Продукция Кавказа" позволит предпринимателям повысить узнаваемость продукции на внутреннем рынке, а также увеличить объемы продаж и получить гарантированные заказы из зарубежья и других регионов России - в долгосрочной перспективе.
Чтобы потребители узнали о знаке качества и связывали его с положительными характеристиками продукции, нужно провести грамотную информационную кампанию, считает гендиректор трейд-маркетингового агентства "АЛИДИ Продвижение" Татьяна Яухман.
- Сегодня многие потребители весьма осторожны и требовательны в выборе товаров, а особенно продуктов питания. Они часто полагаются на товарные знаки, сертификаты и отзывы других покупателей при принятии решения о покупке. Важно понимать, что успешное брендирование требует времени, ресурсов и систематических усилий. Успех зависит от того, насколько продвижение бренда будет адекватно проводиться на рынке и как будет строиться коммуникация с потребителями, - подчеркнула Яухман.
Многие из производителей, подавших заявку на сертификацию "Продукции Кавказа", участвуют в конкурсе новых российских брендов "Знай наших. Сильные идеи для нового времени". В этом году число проектов от СКФО, участвующих в конкурсе, выросло в три раза. .
Недавно на базе Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) открылся Центр компетенций в сфере технологического предпринимательства. Проект направлен на продвижение перспективных молодежных стартапов, среди которых - новые бренды.
К примеру, студенты занимаются проектами создания умной теплицы, приложения для незрячих, технологичного файлохранилища, робота-репетитора. Бизнес-идеи молодых талантов помогают воплотить и правильно "упаковать" эксперты Сбера и компании "Кавказ.РФ".
"От региональных брендов начинается путь всех местных товаров к известности по всей стране"