19.03.2024 12:27
Культура

Музей Рублева приглашает на "Сотворение мира"

Текст:  Максим Васюнов
Еще никогда в России не посвящали выставки первым главам библейской Книги Бытия, той самой, в которой Бог в течение шести дней последовательно создает небесные светила, моря, растения, животных и человека, а в день седьмой "опочил от дел Своих". Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в этой теме первопроходец, отсюда и более пяти лет подготовки - изучение архивов и переговоры с государственными и частными коллекциями дело не быстрое.
/ Музей Рублева
Читать на сайте RG.RU

"Мы поняли, что показываем не только предметы изобразительного искусства, от книжной графики и эмали до широкоформатных полотен, во многом, мы прослеживаем отношение русских людей к миру", - говорит заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея Рублева Жанна Белик, и тут же добавляет: Надеюсь слово мир наши зрители поймут в самом широком смысле.

Оказывается, на Руси о сотворение мира задумались лишь при Иване III, и то, потому что того требовала тогдашняя геополитика, страна росла и крепла, и нужно было доказывать свое право на ведущую роль во вселенской истории. Тогда же набирала обороты концепция "Москва- третий Рим" и убеждение, что Русь - ровесница мироздания. А до этого, уверяют кураторы, русских волновали темы личного спасения, а иконописцев же больше привлекали сюжеты Нового Завета, особенно те, что рассказывают о Богородице.

Магнит Пушкина: В Михайловском открылась выставка 225 портретов поэта

Первая попытка поговорить о сотворении мира встречается в Толковой Палее 1477 года, а первая русская икона на эту тему появляется в Благовещенском соборе московского Кремля. Такие сокровища в Музее Рублева, конечно, не представлены, из последней четверти XV века здесь "Святая Троица".

/ Музей Рублева

Вокруг этой иконы столько загадок, что экскурсионные группы задерживаются у нее минимум на полчаса. Она написана примерно через семьдесят лет после рублевской "Троицы", и нет никаких сомнений, уверены кураторы выставки, что неизвестный художник копировал шедевр знаменитого мастера. Здесь все то же Совещание о намерении сотворить мир ангельский и человеческий. Вот только на рублевской иконе на столе одна Чаша, а у копииста - три. Как это понимать?

"Если вспомнить описания реставраторов, что изучали первоисточник, то чаша там действительно есть, но весь остальной стол - не сохранившаяся живопись, - рассказывает любопытным Жанна Белик. - Может быть, изначально на столе находилось еще что-то, но не дошло до наших дней?".

Куратор не утверждает, она задает вопросы. Их по ходу выставки зрители будет еще много. Музей Рублева - одно из тех мест, где готовых ответов давать не любят, провоцируют на размышления.

Правнучка живописца Поленова открыла его выставку в Самаре

Самое запоминающиеся в экспозиции - восемь крупноформатных эскизов к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве. Их создали Вильгельм Котарбинский и Павел Сведомский в 1887-1895 году. С тех пор, как росписи с картона перекочевали в подкупольную часть собора, никто из людей так близко их разглядеть не мог, а эскизы хранились в частных коллекциях. По всем статьям их показ в Музее Рублева - событие сенсационное.

/ Музей Рублева

Семь дней творения здесь - не что-то скучное и дидактическое, это буйство красок и широта взгляда: босоногий Бог, радуги, птицы, пальмы, бурные воды, напоминающие Днепр весной, красные сапожки а ля палех у ангелов… Есть изображение планет и всей солнечной системы - буквальное понимания создания небесных светил. Влияние Византии, итальянских мозаик, народных промыслов, русской академической школы и набирающего в ту пору модерна добавляют работам Котарбинского-Сведомского вполне читаемые метафоры об устройстве мира - все новое, конечно, хорошо, но без преемственности никак.

На это же намекают и копии с фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре - они как раз напротив киевских нефов. Копии эти сделаны знаменитым советским художником Николаем Гусевым, он же позволил рассмотреть нам Рублева, сделав точные копии стенописи Успенского собора во Владимире.

В Музее Толстого на Пречистенке открылась выставка "Они разрывают меня на части"

Из 20 века в экспозиции, охватывающей почти полтысячи лет осмысления первозданного мира, - "Архангел Михаил" Михаила Нестерова, датируется 1922 годом.

/ Музей Рублева

"Как известно из церковного предания - Архангел Михаил должен спасти мир, даже тех, кто прибывает в муках, и важно, что Нестеров обращается к нему именно в сложный момент нашей истории", - отвечают в музее.

Всего на выставке более 50 работ. За каждой, как водится, свой сюжет и свой подтекст. В проекте Музея Рублева "Сотворение мира" не только сама выставка, но и лекции, а также концерты духовной и инструментальной музыки, ближайший намечен на 24 марта. Экспозиция работает до 2 июня.

Музеи и памятники