01.04.2024 06:00
Экономика

"Без паники": что делать, если на ваше имя взяли кредит

Текст:  Георгий Панин
С 1 марта 2025 года через портал госуслуг можно будет подать заявление об установке "самозапрета" на выдачу кредита или займа. Когда эта мера заработает, нужно все равно следить за своими финансами и кредитной историей, чтобы на ваше имя мошенники не взяли кредит.
Читать на сайте RG.RU

Но если это произошло, то не стоит паниковать, а нужно следовать стандартной процедуре, о которой "Российской газете" рассказал зампредседателя Экспертного Совета Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг, основатель сервиса "Кредчек" Эльман Мехтиев.

Содержание:

  1. Какие данные мошенники обычно крадут для оформления кредита
  2. Как защитить свои данные на госуслугах
  3. Как не допустить ухудшения кредитной истории
  4. Что делать, если на ваше имя взяли кредит

Какие данные мошенники обычно крадут для оформления кредита

С развитием цифровых технологий профессиональные кредиторы (те, кто имеют лицензию ЦБ или числятся в его реестрах) стараются выдавать все больше и больше денег в долг с помощью платежных карт и через интернет.

Но для этого нужно клиентам кредитных организаций пройти идентификацию.

Без паники: как поступить, если нет возможности выплачивать кредит

Самый привычный способ идентификации - прибыть в отделение кредитора, предъявить документы (паспорт и т.п.) и подписать договор на обслуживание, в том числе с помощью платежных карт.

Плюсы: кредитор точно знает, что вы - это вы даже без проверки ваших данных в государственных информационных системах, и поэтому договор может включать любые условия и любые по размеру суммы.

Минусы: надо найти время на поход в офис, который не всегда на расстоянии "вытянутой руки".

Риски: У платежной карты есть идентификаторы (не важно, кредитная она или дебетовая), и для ее использования в интернете достаточно знать их. 16-значный номер карты, срок ее действия и секретный код. Все вместе - это ключ к вашему счету (кошельку), где "лежат" деньги.

Для безопасности в последнее время большинство сайтов требуют дополнительно ввести одноразовый пароль, направленный на номер мобильного телефона, указанный при получении карты в банке.

Поэтому ни в коем случае нельзя никому давать доступ к идентификаторам карты, а тем более сообщать одноразовый код, пришедший в смс.

Рекомендации:

И, конечно же, не сообщайте никому никакие коды из смс и пуш-уведомлений ни от каких отправителей.

Самый "быстрый" способ идентификации - "прибыть" в интернет-отделение кредитора (не суть важно, банк это или МФО) и подписать договор на обслуживание с помощью электронной подписи.

Что будет с вкладами, кредитами и ценами на недвижимость после решения ЦБ

Плюсы: скорость и возможность осуществления операций из любого места.

Минусы: размер суммы договора зависит не только от того, как кредитор оценивает вашу платежеспособность, но и от того, насколько сложными являются способы проверки того, кто на "другом конце провода".

Поэтому в законодательстве определено, что для идентификации в удаленном режиме для операций на сумму не более 15 тысяч рублей достаточно сверки данных документов с данными, хранящимися в государственных информационных системах.

Риски: При такой минимальной идентификации данные ваших персональных документов (серия и номер, дата выдачи и другие идентификаторы) являются "ключом" к подтверждению кредитору того, что "на другом конце провода" он имеет дело именно с вами.

Именно поэтому раскрытие данных документов, используемых для идентификации, -это помощь мошенникам получить от вашего имени деньги, долг за которые будет значиться за вами.

Рекомендации:

Как защитить свои данные на госуслугах

Очень часто даже без раскрытия данных паспорта, ИНН или СНИЛС, после многочисленных звонков впервые в своей жизни проверив кредитную историю, многие находят в ней информацию о займах, которые они не брали - как это возможно?

Банк России: Мошенники придумали новую схему обмана с налоговыми декларациями

Если можно пройти в удаленном режиме идентификацию лишь на основании данных документов, а сами данные есть в государственных информационных системах, то мошенникам не надо гоняться за тем, чтобы сделать копию паспорта. Достаточно получить доступ к вашему личному кабинету на портале государственных услуг.

Мы привыкли использовать портал госуслуг, нам нравится удобство и экономия времени и сил, которые они предоставляют. Но в погоне за удобством мы не хотим усложнять доступ к тем самым данным наших документов, которые там хранятся.

Как можно отдать доступ к личному кабинету на сайте

Регистрация на сайте - это всегда создание идентификатора ("логин") и пароля.

В качестве идентификатора ("логина") на портале госуслуг используются СНИЛС, либо номер мобильного телефона, либо адрес электронной почты.

Пароль должен быть самым сложным и, если его надо сохранить - лучше сделать это в специальных программах ("менеджеры паролей").

Для того, чтобы усилить защиту от перехвата доступа с октября прошлого года при использовании веб-версии портала госуслуг обязательно введение дополнительного кода из смс (т.н. "второй фактор").

Но так как люди забывают пароли, на сайте есть процедура восстановления доступа, для начала которой достаточно ввести код из смс, пришедшего на ваш мобильный телефон.

Рекомендация:

- Мало кто знает, что на портале в качестве второго фактора можно использовать не 4-хзначные коды из смс, а 6-тизначные одноразовые действующие всего 60 секунд пароли из генераторов таких паролей (примеры - Яндекс ID, Kaspersky Password Manager и т.п.).

"Безопасные" счета, угрозы и давление: как обманывают мошенники под видом банка

И если мошенники попытаются получить ваши данные через портал госуслуг через процедуру "Забыл пароль / Восстановить доступ", чтобы потом использовать их для получения денег от вашего имени через упрощенную идентификацию, им нужен 4-хзначный код из смс, который придет на ваш номер телефона. Но если вы включили в качестве дополнительного фактора ввод 6-тизначного кода из генератора паролей, то просто помните, что только для доступа через веб-версию Вам нужны 6 цифр, а не 4 из смс как мошенникам.

Как не допустить ухудшения кредитной истории

Что можно сделать, чтобы сократить риски потери времени, денег и ухудшения качества кредитной истории (вашей финансовой репутации):

Не идите на поводу мифов из серии "я никогда не брал кредитов / займов, и поэтому у меня нет кредитной истории", или "я не собираюсь брать кредиты / займы, и мне не нужно проверять свою историю" - проверяйте свою кредитную историю регулярно и не только в одном или 2-х бюро кредитных историй, ведь основных бюро - 4.

Подсказка: получить кредитные отчеты в бюро кредитных историй можно бесплатно лишь 2 раза в год, но в последнее время на рынке появились сервисы бесплатной проверки кредитной истории сразу из нескольких бюро и бесплатно не менее 12 раз в год.

Что делать, если на ваше имя взяли кредит

Если в кредитной истории найдутся кредиты и займы, которые вы не брали, следует:

Долги и кредиты