О завершении модернизации пунктов пропуска на границе Кыргызстана с третьими странами сообщили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По ее данным, успешный финал работ подтвержден официально - в ходе рабочего визита в республику министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Эльдара Алишерова. Вместе с группой экспертов он посетил модернизированный автомобильный пункт пропуска (АПП) "Кызыл-Бель" на границе Кыргызстана и Таджикистана. Этот АПП был последним из четырнадцати объектов, которые следовало привести в соответствие со стандартами ЕАЭС.
- Кыргызская сторона полностью завершила мероприятия по обустройству и материально-техническому оснащению пунктов пропуска, предусмотренные протоколом об условиях и переходных положениях в связи с присоединением страны к Договору о Евразийском экономическом союзе, - заявил по итогам инспекции Эльдар Алишеров.
Оснащение пункта пропуска современным оборудованием и комплексом технических средств, как отмечают в ЕЭК, поможет развитию транзитного потенциала и обеспечит надлежащий уровень таможенного контроля.
- Кыргызстан исполнил все обязательства, взятые республикой в 2014 году в рамках присоединения к ЕАЭС в отношении обустройства и оснащения всех пунктов пропуска на внешней границе Евразийского союза, - подтвердили в ГТС (Государственной таможенной службе) КР.
Модернизация инфраструктуры на границе Кыргызстана со странами, не входящими в ЕАЭС, - КНР, Узбекистаном и Таджикистаном - отняла так много времени из-за сложностей, возникших на местах. Речь идет как о горном рельефе - в случае с китайским направлением, так и о плотной частной застройке. С последним фактором кыргызская сторона столкнулась при модернизации инфраструктуры в Ферганской долине, где основной упор был сделан на пунктах пропуска на границе с Узбекистаном, поскольку объем торговли Кыргызстана с этой страной значительно выше товарооборота с Таджикистаном.
- Пришлось решать вопросы, связанные с выкупом участков, примыкающих к старой территории пункта пропуска, - пояснили в правительстве. - Так, например, было в случае с обустройством пункта "Достук" на границе с Узбекистаном. Нам требовалось расширить территорию объекта, что в условиях плотной застройки было тяжело.
В свою очередь пункты пропуска на китайском направлении располагаются в высокогорье. К примеру, автомобильный пункт пропуска "Торугарт", через который проходит значительный объем товаров, поставляемых из КНР, находится на высоте 3700 метров. Его модернизацию в связи с этим удалось завершить только летом прошлого года. Приемку, как и в случае с другими пунктами пропуска, осуществили эксперты ЕЭК и уполномоченные представители государств ЕАЭС, побывавшие на месте.
Модернизация пунктов проводилась при поддержке России и других участников ЕАЭС. Основную помощь республике - финансовую, техническую и иную - оказала РФ и ее таможенная служба.
Акылбек Жапаров, глава правительства КР
Развитие инфраструктуры на границе поможет снизить объем неучтенных товаров, что выгодно для Кыргызской Республики. Благодаря этому растет доходная часть бюджета, снижается уровень коррупции и укрепляется доверие со стороны союзных стран. Мы минимизируем человеческий фактор на пунктах пропуска и сокращаем время прохождения процедур.