Законопроект о майнинге лежит в Госдуме уже более года. В результате, полагает Горелкин, майнинг и майнеры продолжают находиться в серой зоне, они никак не защищены, а сотни миллионов и миллиарды рублей находятся вне налогообложения. Кроме того, "инвесторы не хотят вкладываться в майнинговые и криптовалютные проекты, статус которых находится в серой зоне".
Объем рынка майнинга в России - 2,5 гигаватта потребляемой мощности, 1,7 гигаватта из которых - это промышленные майнеры, привел статистику глава Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов. "В случае принятия взвешенного регулирования объем рынка может быть увеличен до 5,5 гигаватта, общая сумма налогов - порядка 50 млрд рублей ежегодно после 2025 года", - отметил он.
Еще одна проблема, указывает Игорь Рунец, гендиректор компании "Битривер", заключается в том, что де-факто сегодня нет не только майнинга как вида хозяйственной деятельности, но и отрасли как таковой. В результате озвученные 2,5 гигаватта вынуждены работать "по хостинговой модели". Это приводит к тому, что регуляторы видят только дата-центры, но не видят отрасль в целом. Еще один негативный эффект заключается в том, что "в отсутствие отрасли значительная часть оборудования ввозится в страну фактически контрабандным путем".
Осложняет ситуацию и то, что правила работы электроэнергетики были составлены в те времена, когда 5 мегаватт потреблял полноценный городской квартал или промышленное производство, которое строилось несколько лет. "Сегодня, с точки зрения нашей отрасли, 5 мегаватт - это то, что может быть построено в течение месяца",- говорит Рунец.
Потребность в обелении рынка растет с каждым годом, уверен и.о. директора департамента финансовой политики минфина Алексей Яковлев. "Оценка в 50 мрлд рублей налоговых поступлений в год - одна из оценок, которая существует. В отсутствие понятийного аппарата - кто такие майнеры - сегодня мы не видим, как сегрегировать майнеров от других видов деятельности. Кроме того, нам важно обезопасить рынок и граждан от деструктивного влияния и разного рода мошенничества. Если же говорить про использование нашей инфраструктуры, то здесь нам кажется правильным создание экспериментально-правового режима, в рамках которого будут определены организации, которые возьмут на себя функции определенного контроля, через которые будет осуществляться взаимодействие с правоохранительными и налоговыми органами и другими заинтересованными сторонами. Надеюсь, что уже в эту сессию сможем выйти с вариантом законопроекта, который будет принят", - сообщил Яковлев.
Представитель ФНС отметил, что на сегодня из-за отсутствия законодательной базы налоги на криптовалютном рынке не декларируются. "Основной объем информации можно получать только из международных бирж, с которыми обмен данными на сегодня затруднен. Мы выступаем за скорейшее регулирование отрасли", - заявил заместитель начальника контрольного управления ФНС Константин Новоселов.
Очень большое беспокойство у регуляторов вызывает проблема называемого перекрестного субсидирования потребления. По словам начальника отдела тарифного регулирования электросетевого комплекса и формирования баланса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максима Пальянова, подобные действия недобросовестных майнеров приводят к тому, что прочие потребители платят в рамках перекрестного субсидирования порядка 300 млрд рублей в год.
"Почему все едут в Иркутскую область? Потому что там низкий тариф. А, например, в Ярославскую область они не едут, потому что там уже действуют принятые правительством постановления - они призваны скорректировать ситуацию. У нас действуют дифференцированные тарифы по объемам потребления в 53 субъектах. В следующем году, скорее всего, это будут все субъекты. И если в той же Ярославской области вы потребляете свыше 12 тысяч кВт/час в месяц даже по тарифам для населения, то в рамках дифференцированных тарифов ваш тариф будет 10 рублей. Это абсолютно реальная вещь. И если вы серый или белый майнер, то будете платить 10 рублей, и условия выравниваются", - заявил Пальянов.
В минцифры не возражают против закона о майнинге и поддерживают его, сообщил врио директора департамента обеспечения кибербезопасности минцифры Евгений Хасин. Ведомство разрабатывает поправки в закон "О связи", в рамках которых планируется изменение классификации ЦОДов по категориям A, B и C. Ко второму чтению законопроекта планируется добавить классификацию еще и по видам деятельности: ЦОДы для ИИ, майнинга, иных видов вычислений. "В зависимости от присвоения ЦОДу того или иного классификатора к нему будут применяться различные методы регулирования, а ЦОДы смогут претендовать на различные преференции в области получения доступа к услугам, гарантиям и т.д", - заявил Хасин.