22.04.2024 20:52
Общество

Почему педагог-новатор Владимир Обухов не представляет у доски учителя-робота

Текст:  Сергей Винник (Симферополь)
Российская газета - Федеральный выпуск: №89 (9331) Российская газета - Неделя - Юг России: №91 (9333)
У него на уроках Винни Пух может превратиться в... русского помещика, дагерротипы оживают в цвете, а ученики с энтузиазмом сравнивают химическую формулу мыла из восемнадцатого века и современную...
Владимир Обухов экспериментирует, проверяет идеи опытом, чтобы заинтересовать ребят. / Сергей Винник/РГ
Читать на сайте RG.RU

Владимир Обухов шесть лет преподает историю и обществоведение в средней школе N 36 Симферополя. Возраст - тридцать два года. Двое детей и квартира в ипотеку. А еще он классный руководитель для 38 подростков. В общем, типичный нетипичный современный педагог. Его новаторские подходы в обучении уже хорошо известны за пределами школы и города: Обухов успел победить в одном из конкурсов профессионального мастерства.

- К сожалению, книги школьники сегодня читают мало. Более того, если еще несколько лет назад мы заполняли этот пробел фильмами на историческую тематику, то теперь и это работает слабо, - констатирует педагог. - Окно восприятия подростков нередко умещается до тик-токовых форматов. Но достучаться до ребят можно!

Владимир в поиске новых форм, экспериментирует, нащупывает точки соприкосновения, пробует, проверяет идеи опытом, чтобы заинтересовать свою аудиторию. Искать точно нужно там, где учащимся интересно - это аксиома.

- Ну, например, вышла новая часть мультсериала "Три богатыря", все ее посмотрели, она на слуху. Мы в это время проходим церковную никоновскую реформу, - рассказывает учитель. - Я своим ученикам подбрасываю вопрос: а как крестились богатыри? Двумя пальцами. А Никон как предложил? Тремя. А для чего это было сделано? И вот так мы вместе разбираем эту сложную тему.

Мишустин призвал к разумной нагрузке для школьников и учителей

При всем господстве гаджетов и клипового мышления в мире современных подростков, они любознательны, как любые дети во все времена, и обожают играть. Поэтому игра "Найди несоответствие" сразу легла на плодородную почву. Например, в известном зарубежном фильме герой бежит через кварталы чайна-тауна Лондона, но в этом городе такой квартал возник во второй половине прошлого века, а сюжет фильма - только о начале века...

- Или еще пример. Ребята активно обсуждают ролики одного из нашумевших российских сериалов о подростках, - делится педагог. - Модная тема. Мы вместе разбираем, что показано в картине. Говорю: взгляните, какими красками режиссер изобразил атмосферу того времени, города, отношений и т. д. А теперь давайте посмотрим подлинные фотографии. Вот так прививаю им критическое мышление, которое необходимо и в исторической науке, и в жизни.

Кстати, исторические фото вообще отдельный элемент учебного процесса. Современные технологии позволяют представить реальный мир совсем в ином свете, достаточно раскрасить черно-белые снимки, и у детей в глазах уже восторг и удивление: ух, ты! Вот как, оказывается, это было. На самом деле, мостиков от истории к другим предметам может быть очень много, уверен Владимир Обухов. Это и занимательная химия, и математика...

Так, его ученикам очень нравится этимология - наука о происхождении слов. Скажем, попалось в литературе выражение "поташное ремесло". О чем оно, совсем непонятно. Можно пропустить, а можно докопаться до истины.

Сергей Кравцов: Без уважения к учителю и любви к детям нет школы

- Выясняем, что поташ - это древесная зола, из которой на Руси издревле делали мыло, - приводит пример из своей практики Владимир. - А что еще кроме золы для этого нужно было крестьянам? А какая химическая формула мыла? Из чего его делают сегодня? Вот так проходим маленький квест от одной области знаний к другой. Материал урока при этом усваивается заметно лучше, по обоим предметам.

К Владимиру Обухову я попал на урок истории в восьмом классе. Тем сразу две: Пугачевское восстание и Русско-турецкая война. Весь урок вроде бы по классике, никаких новаторских отступлений, но вот поговорив о Пугачеве, попутно выяснили, какие народы живут в Поволжье. А на теме Русско-турецкой войны посчитали, сколько это в современных деньгах - контрибуция в 4 миллиона рублей, которые Турция заплатила России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору. На другом уроке считаем, сколько же "мертвых душ" могла позволить себе Коробочка, если крепостной крестьянин во времена Гоголя стоил 90 рублей. А каким был среднегодовой доход помещика?

- Вот этих игровых элементов, отступлений, на уроке должно быть разумное, ограниченное число, - уверен Владимир Обухов. - Учитель - это не скоморох, и не шоумен. Его задача не развлекать, а нести знания, пробуждать интерес исследователя. У нас есть учебный план, и мы ему следуем. Это никто не отменял.

Сегодняшних школьников социологи относят к поколению Альфа. Они родились во время, когда в жизнь прочно вошли смартфоны и планшеты, а сами тинейджеры владеют гаджетами, лучше, чем их родители. Отсюда легкодоступность и перегруженность информацией, клиповое мышление, как следствие - усталость и раздражение.

- Они просто другие, - говорит педагог Владимир Обухов. - Сегодняшний 12-летний школьник владеет информацией больше, чем полвека назад 40-летний взрослый человек. И этот объем информации каждые 10-15 лет удваивается. Ее уже невозможно сохранить в голове, поэтому для них естественны внешние носители.

Игровых элементов, отступлений на уроке должно быть разумное число. Учитель - не шоумен. Его задача не развлекать, а нести знания, пробуждать интерес исследователя

Нужно ли этого опасаться, пытаться противостоять? Владимир честно признается, что не знает ответов на все вопросы. Очевидно одно - технический прогресс остановить невозможно, его можно только использовать в своих интересах. Поэтому современный педагог в непрерывном поиске. Вот, скажем, искусственный интеллект, сравнительно недавно ворвавшийся в нашу повседневную жизнь. Что с ним?

- Мы с коллегами уже обсуждали эту тему, искали варианты. Можно вместе с ребятами превратить стихи Ахматовой в песню: ИИ это может, подберет музыку и даже споет голосом любого исполнителя. Здорово, увлекательно. Или попросить ИИ проиллюстрировать эпоху Екатерины II, принятие Крыма в состав России. Уверен, школьников это не оставит равнодушными, - рассуждает историк Обухов. - А вот робота-учителя у доски представить не могу. Даже если он будет нести знания наравне или лучше человека. Но где эмоции, где сопереживание, человеческие глаза, наконец?

Учительница младших классов из Волгоградской области стала сельским детективом
Образование Симферополь