23.04.2024 11:37
Ярославская область

В Ярославле представили межрегиональную схему развития Большого Золотого кольца

Текст:  Элина Труханова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №89 (9331)
Еще на XXIV Петербургском МЭФ в 2021 году существовавший тогда Ростуризм и руководство девяти областей ЦФО подписали соглашение о сотрудничестве по развитию межрегионального проекта "Большое Золотое кольцо России". В конце того же года представители территорий-участников встретились в Ярославле, чтобы наметить точки роста нового туристического макрорегиона. А в апреле 2024-го снова в Ярославле разработчики проекта представили межрегиональную схему территориально-пространственного планирования БЗК, на основе которой макрорегион, формируемый вокруг Московской агломерации, будет развиваться дальше.
Каждый город Золотого кольца по-своему интересен. Надо только доехать. / Иван Фадеев
Читать на сайте RG.RU

Наследие в концентрированном виде

По словам руководителя проектного офиса компании "ПроГород" ВЭБ.РФ Ксении Титовой, работа над схемой по заказу Федерального агентства по туризму и в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" шла весь 2022 год, и презентовать ее планировалось в начале 2023 года, но в связи с упразднением Ростуризма и передачей его полномочий в Минэкономразвития дата презентации сдвинулась. При этом в регионах - а это Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Тверская, Тульская и Ярославская области - в заданном направлении двигались все эти годы.

Проектировщики должны были сделать главное: качественно переосмыслить территорию, которая до сих пор у многих ассоциируется с храмами, монастырями и очень схожим предлагаемым турпродуктом. Хотя это давным-давно не так. Даже классическое Золотое кольцо, проходящее по пяти областям, сегодня предлагает огромный перечень турпродуктов на любой вкус и возраст.

Однако вряд ли кто-то будет спорить, что богатейшим историческим и культурным наследием обладают не только территории, расположенные к северо-востоку от Москвы, но и как минимум вся центральная часть ЦФО, с 2020 года окольцованная новой федеральной автотрассой Р-132 "Золотое кольцо". В этих границах - а во многих случаях выходя далеко за них - и развивается сегодня проект под названием "Большое Золотое кольцо".

- Европейская часть страны - территория, уникальная по количеству объектов культурно-исторического наследия, которые в такой концентрации больше нигде в России не представлены, - подчеркивает Ксения Титова. - И сегодня Золотое кольцо - самое популярное по турпоездкам направление в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

Сегодня Золотое кольцо - самое популярное по турпоездкам направление в России после Москвы и Санкт-Петербурга

Причин тому несколько, считают проектировщики: эта территория плотно заселена и обеспечена хорошими транспортными связями, из-за чего до желаемых достопримечательностей можно добраться за несколько часов или - максимум - в течение дня. Кроме того, путешествующие по ней ездят, как правило, на автомобилях, то есть на самом беспроблемном и недорогом сегодня виде транспорта.

- Это направление наименее восприимчиво к макроэкономическим факторам, которые очень сильно сказываются на туризме в России в целом. Здесь поездки в основном совершаются не авиатранспортом, а на автомобилях. Это самый дешевый вид транспорта сегодня, и больше 50 процентов туристов у нас в стране путешествуют именно на нем, - объясняет руководитель проектного офиса.

Места для 18 курортов

По данным "ПроГорода", в 2021 году в регионы БЗК было совершено 20,6 миллиона туристических поездок и 19,5 миллиона поездок экскурсионных (туристическая - с ночевкой, экскурсионная - без ночевки). Причем в структуре этого турпотока примерно 55 процентов составляют москвичи, восемь и семь процентов соответственно - жители самой этой территории и представители соседних регионов, 19 процентов - так называемая дальняя Россия и шесть процентов - иностранцы. К 2035 году, по прогнозам аналитиков, число турпоездок может вырасти почти до 30 миллионов.

АТОР: Спрос на летний отдых в Калининградской области бьет все рекорды

Однако для достижения этого показателя макротерритории требуются новые туристические предложения, новые автобусные маршруты, строительство и ремонт дорог, а главное - новые гостиницы.

- Сегодня основная проблема абсолютно всех регионов, с которыми мы работаем, - концентрация более половины средств размещения в региональных центрах, - говорит Ксения Титова. - Между тем туробъекты распределены по территориям более равномерно, что связано с исторической системой расселения, которая потом претерпела серьезное укрупнение. Поэтому необходимо обеспечить баланс распределения средств размещения и туристических объектов так, чтобы турист мог выезжать за пределы регионального центра не только радиальными вылазками в пределах одного дня, но и на более длительный срок.

В результате проектировщики выбрали в каждом регионе БЗК по две привлекательные для инвесторов локации для размещения всесезонных курортов и реализации других турпроектов - всего 18. Отбирали их, ориентируясь на ценность их культурно-исторического наследия, природные богатства, транспортную доступность и доступность земельных ресурсов, сформировав, по сути, дорожные карты, по которым инвесторы дальше смогут работать.

В мае на Камчатке запустят первый национальный маршрут для туристов

В Костромской области такими локациями стали Галич - Чухлома - Солигалич, а также Нерехта; во Владимирской - Муром и Александров; в Ивановской области - Кинешма - Юрьевец и Шуя - Палех - Южа - Холуй; в Тульском регионе - Богородицк - Куликово поле и Белев; в Рязанской области - Спасск-Рязанский и Касимов; в Тверском регионе - озеро Селигер и Торжок; в Калужской области - Никола-Ленивец и Таруса; в Ярославском регионе - Переславль-Залесский - Ростов и Рыбинск - Мышкин - Тутаев; в Московской области - Волоколамск - Руза и Зарайск.

Кстати, к 2035 году на всех этих территориях вместе взятых в случае реализации дорожной карты проекта появится 5,2 тысячи новых гостиничных номеров - планы по строительству отелей уже есть. Так, в локации Рыбинск - Мышкин - Тутаев может быть введено 1050 новых номеров, в Торжке - 320, в Муроме - 315. В Тарусе, в 2021 году располагавшей 823 гостиничными номерами, к 2026 году их число предлагают увеличить до 1085. По данным правительства Калужской области, в Тарусе запланировано строительство курортного пятизвездочного отеля и бутик-отеля категории "три звезды", а также круглогодичного глэмпинга на 150 номеров. В городе будет обустроен исторический центр, открыты новые точки притяжения туристов, а также спортивные зоны. Аналитики прогнозируют, что все это позволит к 2035 году увеличить турпоток в Тарусу до 456 тысяч человек (в 2019-м туристов было 375 тысяч).

Погружение в Мандроги: Стоит ли за 125 тысяч рублей пожить два дня в деревне XIX века?

При этом эксперты подчеркивают, что в целом для удовлетворения спроса на средства размещения в регионах БЗК к 2035 году гостиничный фонд должен увеличиться на 46,2 тысячи номеров. Из них 10,2 тысячи инвесторы уже готовы построить. Причем этот фонд должен удовлетворять как очень высокобюджетным, так и низкобюджетным запросам, а не представлять по большей части средний гостиничный сегмент, как сейчас. Так, согласно данным "ПроГорода", в 2021 году в областях БЗК 31 процент отелей были трехзвездочными, 18 - четырехзвездочными, девять процентов имели категорию "две звезды". И лишь по два процента рынка занимали средства размещения категорий "пять звезд" и "одна звезда". Аналитики полагают, что к 2035 году число номеров двух последних категорий должно заметно увеличиться, а вот средств размещения без звезд, как и количество сдающихся частных квартир, апартаментов, коттеджей, - наоборот, пойти на спад.

403 миллиарда на туризм

В целом эксперты выделили на макротерритории БЗК 153 туристических города с высокой концентрацией достопримечательностей, а также потенциально большим вкладом в жизнь муниципалитетов от развития туриндустрии. 39 из этих городов, считают аналитики, нуждаются в экономической поддержке туристической отрасли, поскольку она для них приоритетна. А чтобы с трассы Р-132 легко можно было добраться до будущих всесезонных курортов и достопримечательностей малых городов и городков, необходимо реконструировать 906 километров автодорог, а 3300 с лишним километров обеспечить автобусным сообщением.

Эксперт объяснил, как действовать, если попали в беду за границей

Понятно, что выполнение всех этих задач потребует огромных финансовых вложений. Но государство продолжит активно поддерживать развитие внутреннего туризма: президент Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию поручил правительству РФ обеспечить финансирование национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" в 2025-2030 годах в размере не менее 403 миллиардов рублей. В 2024 году из госбюджета на этот нацпроект выделено 43,3 миллиарда.

- Меры господдержки, которые у нас заложены в рамках нацпроекта, позволяют сконцентрировать и усилить те преимущества, которые есть у субъектов, входящих в БЗК, - уверен директор департамента развития туризма Минэкономразвития РФ Алимбек Хидзев. - Недавно мы подводили итоги третьего конкурсного отбора программ развития крупных гостиниц, многофункциональных комплексов и так называемых новых туристических точек притяжения. Это горнолыжный туризм, аквапарки, круглогодичные парки развлечений. Естественно, регионы Большого Золотого кольца также показали высокую активность, многие проекты были поддержаны.

АТОР: Туроператоры начали переносить ближайшие туры в ОАЭ

По словам Алимбека Хидзева, банки сейчас активно заключают кредитные соглашения, и этот инструмент стимулирования в виде длинных дешевых кредитов способствует тому, что "будет развиваться тяжелая, ресурсоемкая туристическая инфраструктура: гостиницы от трех до пяти звезд, крупные туристические проекты, включающие в себя не только средства размещения, но и большой объем новых туристских услуг самого разного качества".

Представитель Минэкономразвития полагает, что ключевые меры господдержки на 2025-2030 годы останутся структурно теми же. Это программы льготного кредитования и строительства модульных конструкций - удобных некапитальных сооружений, - помогающего решить проблему дефицита средств размещения в труднодоступных местах, а также программа поддержки регионов с помощью единой субсидии - инструмента, позволяющего региону по своему усмотрению выбирать приоритетные направления для развития туризма.

Кстати

По нацпроекту "Туризм и индустрия гостеприимства" началась также работа над созданием межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования "Большая Волга". В макротерриторию, объединенную вокруг самой длинной реки Европы - Волги, войдут 13 приволжских регионов, в том числе четыре области ЦФО: Тверская, Ярославская, Костромская и Ивановская. Как и в случае с БЗК, в турсхеме будут определены уникальные туристические предложения для каждого из 13 участников, оценен потенциал развития туризма (прежде всего водного) на этих территориях до 2030-2035 годов и определены точки для первоочередной реализации инфраструктурных проектов, в том числе строительства причалов. По словам руководителя проекта Даниила Веретенникова, Ярославль для проведения стратегической сессии проекта был выбран не случайно, а "чтобы объединить как регионы Большой Волги, так и Большого Золотого кольца, которые этот путь уже прошли".


Ярославская область Костромская область Тульская область