Он отметил, что по итогам 2023 года розница вернулась на траекторию роста: неплохо вырос продовольственный сектор, еще сильнее вырос оборот непродовольственных товаров. И по итогам первого квартала повышательная тенденция сохраняется.
По словам президента Х5 Group Екатерины Лобачевой, с ростом доходов населения потребители стремятся разнообразить свое меню - например, в последнее время растет потребление рыбы. Но при этом сохраняется сберегательная модель потребления: покупатель хочет хорошее качество при доступной цене. В этой ситуации торговля стремится прогнозировать рост цен в каких-то товарах и купировать ситуацию, не дожидаясь кризиса, как случилось в прошлом году с яйцом. Сейчас сети понимают, что возможна нехватка фруктов и овощей из-за заморозков. Поэтому торговля заранее планирует импорт из ближнего зарубежья.
Алиханов считает, что торговый бизнес успешно справляется с беспрецедентным внешним давлением: если в 2022 году из-за ухода некоторых транснациональных брендов количество вакантных площадей в торговых центрах составляло 15-20% в зависимости от региона, то сейчас сократилось до 5-8%. "И очень радует, что освободившиеся места занимают отечественные бренды, которые сейчас растут у нас двухзначными темпами, опережая бренды Турции, Китая и Белоруссии", - подчеркнул министр.
Алиханов напомнил, что после первой волны антироссийских санкций в 2014 году доля отечественных продуктов в торговых сетях значительно выросла - с 65 до 80%. Так, управляющий директор, член правления сети "Магнит" Анна Мелешина вспоминает, что 10 лет назад все беспокоились, что будет с сырами. Но быстро произошло полное импортозамещение по этой позиции. В "Магните" доля импортных сыров за 10 лет снизилась с 80% до 25%.
Теперь задача - заместить импорт непродовольственных товаров. И это сложнее, поскольку "непродовольственный сектор больше, номенклатура там сложнее и интереснее", пояснил министр. По его оценке, сейчас примерно половина оборота непродовольственного сектора - это импорт (около 10 трлн руб.).
"То есть объем рынка просто гигантский, это большой простор для инвестиций. И очень широкую номенклатуру непродовольственных потребительских товаров мы в состоянии производить в больших объемах и делать это очень качественно; а по целому ряду направлений у нас серьезные недозагруженные мощности", - сказал Алиханов. Так, в косметике, парфюмерии загрузка на разных заводах составляет от 40 до 60%. Таким образом, "есть, куда расти", считает он.
Чтобы увеличить долю российской продукции в ритейле (как в оффлайн, так и онлайн), подготовлен законопроект о "российской полке", по которому будет установлена доля товаров отечественного производства в магазинах или в выдаче на сайтах маркетплейсов.
При этом важна не только традиционная розница, но и онлайн-каналы. За последние пять лет этот сектор вырос почти в пять раз до более 4 трлн оборота. И поскольку онлайн-торговля стала весомой частью экономики (на долю маркетплейсов приходится 15% от всей торговли), она не может существовать вне нормативного поля.
Поэтому должны быть прописаны права партнеров-продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов. И конечно, потребитель должен быть огражден от подделок и контрафакта. Сейчас такой законопроект обсуждается с депутатами Госдумы и сенаторами. Алиханов подчеркнул, что цель минпромторга заключается отнюдь не в закручивании гаек, а в создании прозрачных правил игры. Рыночная сила у маркетплейсов гораздо выше, чем у небольших производителей или продавцов.
Представители традиционной торговли считают, что маркетплейсы находятся сейчас в гораздо более привилегированном положении. Например, онлайн-торговля широко использует самозанятых, из-за чего получается "широкая дельта возможностей, в том числе по оплате труда", говорит гендиректор "Петровича" Евгений Мовчан.