29.05.2024 19:17
Поделиться

Россия намерена замещать импорт непродовольственных потребительских товаров

Россия с момента введения продэмбарго в 2014 году смогла увеличить долю отечественных продуктов - сейчас она составляет около 80%. Теперь задача - увеличить внутреннее производство непродовольственных потребительских товаров, пока импорт занимает половину рынка. Об этом заявил глава Минпромторга Антон Алиханов на форуме "Неделя российского ритейла".
На должности главы минпромторга Антон Алиханов сменил Дениса Мантурова.
На должности главы минпромторга Антон Алиханов сменил Дениса Мантурова. / Виталий Невар / ТАСС

Он отметил, что по итогам 2023 года розница вернулась на траекторию роста: неплохо вырос продовольственный сектор, еще сильнее вырос оборот непродовольственных товаров. И по итогам первого квартала повышательная тенденция сохраняется.

По словам президента Х5 Group Екатерины Лобачевой, с ростом доходов населения потребители стремятся разнообразить свое меню - например, в последнее время растет потребление рыбы. Но при этом сохраняется сберегательная модель потребления: покупатель хочет хорошее качество при доступной цене. В этой ситуации торговля стремится прогнозировать рост цен в каких-то товарах и купировать ситуацию, не дожидаясь кризиса, как случилось в прошлом году с яйцом. Сейчас сети понимают, что возможна нехватка фруктов и овощей из-за заморозков. Поэтому торговля заранее планирует импорт из ближнего зарубежья.

Алиханов считает, что торговый бизнес успешно справляется с беспрецедентным внешним давлением: если в 2022 году из-за ухода некоторых транснациональных брендов количество вакантных площадей в торговых центрах составляло 15-20% в зависимости от региона, то сейчас сократилось до 5-8%. "И очень радует, что освободившиеся места занимают отечественные бренды, которые сейчас растут у нас двухзначными темпами, опережая бренды Турции, Китая и Белоруссии", - подчеркнул министр.

Алиханов напомнил, что после первой волны антироссийских санкций в 2014 году доля отечественных продуктов в торговых сетях значительно выросла - с 65 до 80%. Так, управляющий директор, член правления сети "Магнит" Анна Мелешина вспоминает, что 10 лет назад все беспокоились, что будет с сырами. Но быстро произошло полное импортозамещение по этой позиции. В "Магните" доля импортных сыров за 10 лет снизилась с 80% до 25%.

Теперь задача - заместить импорт непродовольственных товаров. И это сложнее, поскольку "непродовольственный сектор больше, номенклатура там сложнее и интереснее", пояснил министр. По его оценке, сейчас примерно половина оборота непродовольственного сектора - это импорт (около 10 трлн руб.).

Количество вакантных площадей в торговых центрах сократилось с 15-20% до 5-8%. Освободившиеся места занимают отечественные бренды

"То есть объем рынка просто гигантский, это большой простор для инвестиций. И очень широкую номенклатуру непродовольственных потребительских товаров мы в состоянии производить в больших объемах и делать это очень качественно; а по целому ряду направлений у нас серьезные недозагруженные мощности", - сказал Алиханов. Так, в косметике, парфюмерии загрузка на разных заводах составляет от 40 до 60%. Таким образом, "есть, куда расти", считает он.

Чтобы увеличить долю российской продукции в ритейле (как в оффлайн, так и онлайн), подготовлен законопроект о "российской полке", по которому будет установлена доля товаров отечественного производства в магазинах или в выдаче на сайтах маркетплейсов.

При этом важна не только традиционная розница, но и онлайн-каналы. За последние пять лет этот сектор вырос почти в пять раз до более 4 трлн оборота. И поскольку онлайн-торговля стала весомой частью экономики (на долю маркетплейсов приходится 15% от всей торговли), она не может существовать вне нормативного поля.

Поэтому должны быть прописаны права партнеров-продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов. И конечно, потребитель должен быть огражден от подделок и контрафакта. Сейчас такой законопроект обсуждается с депутатами Госдумы и сенаторами. Алиханов подчеркнул, что цель минпромторга заключается отнюдь не в закручивании гаек, а в создании прозрачных правил игры. Рыночная сила у маркетплейсов гораздо выше, чем у небольших производителей или продавцов.

Представители традиционной торговли считают, что маркетплейсы находятся сейчас в гораздо более привилегированном положении. Например, онлайн-торговля широко использует самозанятых, из-за чего получается "широкая дельта возможностей, в том числе по оплате труда", говорит гендиректор "Петровича" Евгений Мовчан.