Кабмин, согласно поступившему в Жогорку Кенеш законопроекту, предлагает также убрать из Кодекса о правонарушениях статью, в которой устанавливается размер штрафа (10 тысяч сомов для физических и 28 тысяч - для юридических) за несоблюдение запрета, а из закона о недрах - норму, позволяющую лишать лицензии горнодобытчиков за это же правонарушение.
Ограничение на разработку урановых и ториевых месторождений в Кыргызстане ввели в 2019 году. Этого требовали, в том числе, жители нескольких сел Иссык-Кульской области, рядом с которыми расположены крупные залежи ценных элементов. Тогда же была остановлена деятельность компании, которая получила разрешение на разработку месторождения Кызыл-Омпол еще в 2010 году.
По прошествии пяти лет в минэкономики КР пришли к следующему выводу: несмотря на то что "запрет направлен на защиту здоровья населения, земель, водных объектов, растительного и животного мира, он усугубил отрицательные последствия международных и национальных кризисных явлений для экономики и развития страны в целом".
- На момент разработки и принятия запрета невозможно было предвидеть негативные последствия от пандемии COVID-19 и введения масштабных финансовых санкций против Российской Федерации, одного из крупнейших торговых партнеров республики, - подчеркнули в минэкономики.
- Из-за тяжелых последствий событий 2020 - 2023 годов Кыргызстан остро нуждается в иных источниках дохода. При условии строгого соблюдения экологических норм и стандартов при осуществлении разработки месторождений урана и тория в КР добыча и экспорт данных полезных ископаемых могут стать важными составляющими экономики страны, - говорится в справке-обосновании к законопроекту.
Снятие запрета поддержал президент КР Садыр Жапаров. Он встречался с жителями сел Тонского и Кочкорского районов Иссык-Кульской области. Глава государства рассказал им о планах по разработке месторождения Кызыл-Омпол и заверил, что никакого вреда окружающей среде и здоровью людей это не нанесет.
- В настоящее время на этом месте ничего не растет. Это обусловлено тем, что под землей находятся залежи урана и других редких металлов. Также нельзя пить воду из подземных источников, потому что в ней накапливается уран. После вывоза оттуда руд земля немедленно подвергнется рекультивации. Хвостохранилищ, аналогичных Каджи-Саю и Мин-Кушу, там не останется, потому что руда там не будет перерабатываться. Останется пустое место. Затем эти земли можно использовать для сельскохозяйственной деятельности. Там можно будет выращивать ячмень, пшеницу, абрикосы, яблоки и другие фрукты, а также овощи. Воду из источников можно будет использовать в качестве питьевой, - сказал Садыр Жапаров.
Напомним, что, по данным министерства чрезвычайных ситуаций КР, на территории Кыргызстана расположено более 90 хвостохранилищ и горных отвалов, в которых хранятся радиоактивные отходы производства урана еще со времен СССР.
- Многие из них размещены в пределах населенных пунктов, в бассейнах трансграничных рек. При проектировании и заложении хвостохранилищ в советское время не были учтены долгосрочные мероприятия по защите от влияния природных процессов. В настоящее время при изменении погодных условий и антропогенных воздействий на хвостохранилища проводятся аварийно-восстановительные работы и дополнительные обследования, - пояснили в МЧС.
Стоит отметить, что рекультивировать опасные объекты Кыргызстану помогает "Росатом". В марте 2024-го госкорпорация и кабинет министров подписали соглашение о сотрудничестве при реабилитации территорий КР, подвергшихся воздействию уранодобывающих и горнорудных производств. Ранее РФ выделила республике для этого более двух миллиардов рублей.
Кроме того, "Росатом" и министерство энергетики Кыргызстана подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству в стране объектов возобновляемой энергетики (ВИЭ) мощностью до гигаватта. По данным минэнерго, на первом этапе запланировано возведение в Иссык-Кульской области ветроэлектростанции.
P.S.
Пока готовилась публикация, стало известно о том, что депутаты парламента КР приняли законопроект о снятии запрета на добычу урана и тория в первом чтении. По словам министра природных ресурсов, экологии и технического надзора Мелиса Турганбаева, одобрение документа не значит, что в Кыргызстане будут разрабатывать месторождения, содержащие запасы этих элементов. "Чтобы добыча урана была рентабельной, нужно чтобы в месторождении было 40-50 тонн. В Кыргызстане таких нет. В 83 местах есть рудопроявления от 0,01 до 0,08 процента в разных участках. Наша цель не уран, а сопутствующие металлы", - сказал он.