05.06.2024 09:05
Культура

Гергиев и музыканты Мариинского и Большого театров провели фестиваль в Смоленске

Текст:  Наталья Кожевникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №124 (9366)
Маэстро Валерий Гергиев, солисты оперной труппы и хор Мариинского театра, а также объединенный оркестр Мариинского и Большого театров провели фестиваль "Гений места" в Смоленске, на родине Михаила Ивановича Глинки (композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии). Грандиозный фестиваль задуман как музыкальное приношение великим русским композиторам: события фестиваля проходили также в Тихвине, Пскове и Воткинске, в родных местах Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского, а в июне фестиваль завершится в Ораниенбауме, где родился Игорь Стравинский.
Музыка Глинки сегодня звучит, увы, необъяснимо редко. В Смоленске она была желанной гостьей, собрав сотни благодарных слушателей. / Предоставлено пресс-службой Мариинского театра
Читать на сайте RG.RU

К 220-летию со дня рождения Глинки Валерий Гергиев и музыканты Мариинского и Большого театров представили в Смоленске оперу "Жизнь за царя", камерный и два симфонических концерта. История постановок этой оперы Глинки тесно связана с историей Мариинского театра - именно здесь в 1836 году прошла ее премьера на сцене Большого каменного театра (предшественника Мариинского), в 1860-м году именно этой оперой открылся вновь восстановленный после пожара Мариинский театр. "Жизнь за царя" (также как и вторая опера Глинки "Руслан и Людмила"), постоянно присутствует в репертуаре Мариинского. Спектакль, который увидели смоляне, идет на сцене Мариинского в постановке Дмитрия Чернякова с возобновленными танцами польского акта в хореографии Сергея Кореня и Андрея Лопухова постановки 1939 года.

Сегодня, к сожалению, музыка Глинки - а помимо его грандиозных опер это несколько симфонических сочинений, камерно-вокальная лирика, фортепианные сочинения - не частый гость на концертных площадках, и мариинские музыканты фактически открывают музыку Глинки на его родине. Маэстро Гергиев подчеркнул, что события этих двух дней по насыщенности и спектру представленных сочинений Глинки - вполне могут быть отдельным фестивалем имени великого русского композитора.

Фестиваль "Гений места" совпал с проведением традиционного Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки, в этом году он проводился в Смоленске уже в 66-й раз.

Михаил Глинка 220: автор первой оперы и гимна России стал национальным композитором

В день рождения великого земляка, 1 июня, смоляне традиционно собираются у его памятника, и после нескольких коротких официальных речей, все желающие возлагают к памятнику цветы. Глинку соотечественники любят - сам памятник был открыт исключительно на народные пожертвования 20 мая 1885 года. Тогда среди присутствовавших были русские композиторы Чайковский, Аренский, Балакирев, Танеев и Глазунов. На ограде памятника - нотные строчки с фрагментами сочинений Глинки, композитор изображен в полный рост у пюпитра с дирижёрской палочкой в руке, с одной стороны постамента расположен бронзовый венок с надписью: "Глинке - Россия, 1885 год". Эти слова совпадают с идеей фестиваля "Гений места". По словам маэстро Гергиева, "проведение подобного фестиваля - лучшее, что музыканты могут предложить в благодарность, что эта земля подарила России и миру великих композиторов. Это - дань уважения. Мы обязаны этим композиторам".

Мариинские музыканты вместе с Валерием Гергиевым неоднократно выступали в Смоленске в рамках "Пасхального фестиваля", но впервые показали оперу - полноценный спектакль на сцене Драматического театра, и впервые к музыкантам Мариинского оркестра присоединились музыканты оркестра Большого театра.

Фестиваль «Гений места» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.

Прямая речь

Валерий Гергиев:

От всех музыкантов, а их миллионы, - хочу сказать спасибо Смоленской земле за Глинку. Не было бы его - не было бы многого другого. Убежден, что Глинка заслужил ежегодное празднество его имени, большой полноценный фестиваль.

Здесь очень серьезный театр, его надо довести до состояния настоящего оперного театра. Смоленск - это важный город для России, чтобы ждать одно выступление в год с оперой великого земляка. Это может происходить чаще. И здесь надо исполнять не только произведения Глинки.

Почему станцию метро в Берлине решили переименовать в честь русского композитора Глинки, а потом передумали

Смоленск - один из великих русских городов, безусловно, здесь совершенно необходимо побывать у древнейших стен города, в грандиозном Успенском соборе, который красноречивее любых слов дает ощущение этого места и истории, а опера, спустя почти два столетия со времени написания, говорит о величии, неприступности и свободном духе нашей Родины, и резонирует со всем, что происходит сейчас, - Россия не впервые проходит подобный сценарий.

Мы хотим сделать все возможное, чтобы новые поколения, и не только в Москве и Петербурге, знали музыку великих композиторов, мы много работаем в регионах и сейчас уже - объединенным оркестром Мариинского и Большого театров. Именно поэтому идея провести фестиваль "Гений места" оказалась очень удачной и осуществляется прямо сейчас на глазах многих тысяч россиян. И делается это не по команде, а по велению души и сердца.

С Пасхальным фестивалем мы объехали около 70 регионов, во многих бывали неоднократно, и каждый раз добавляем регион, где еще не выступали, или исполняем то, что еще не исполняли - как, например, сейчас в Смоленске впервые показали полноценный спектакль "Жизнь за царя"".

Классика Смоленск