В правительстве объясняют это тем, что практически два десятилетия, прошедшие после распада СССР, в Кыргызстане практически не боролись с коррупцией. И прежде всего в секторах, связанных с крупными инвестициями и добычей таких полезных ископаемых, как золото. Своего пика объем ненаблюдаемой экономики достиг на рубеже XX и XXI веков, затем немного снизился, но потом на некоторое время вновь прибавил "в весе". На сей раз причиной стала политическая нестабильность, вызванная двумя революциями - в 2005 и 2010 годах. Реальных же изменений кабинет министров сумел добиться, запустив масштабные реформы, получившие политическую поддержку.
Однако некоторые профильные структуры и экспертные круги высказываются осторожнее. В Государственной налоговой службе, к примеру, ранее сообщали, что уровень теневого сектора может составлять треть от ВВП. Иностранные эксперты и международные рейтинговые агентства, в свою очередь, приводили еще более тревожные данные - от 47 до 72 процентов от объема внутреннего валового продукта республики.
Чаще всего, по данным Нацстаткома, операции уводятся в тень в сфере торговли (как розничной, так и оптовой) и услуг, связанных с ремонтом или обслуживанием автомобилей. Здесь, как отмечается, отследить реальный оборот средств труднее всего. На этот сектор приходится две трети всей скрытой экономики страны.
Цифры, превышающие приводимые Нацстаткомом данные, в ведомстве осторожно называют неофициальными оценками. Но с оговоркой - исследование не охватывает сельское хозяйство, уровень теневого сектора в котором может отличаться от ненаблюдаемой экономики в других отраслях. При этом в Нацстаткоме допускают, что почти половину объема неучтенных активов может составлять имущество, которое по той или иной причине до сих пор не задекларировано владельцами.
В кабинете министров КР убеждены, что значительно снизить уровень ненаблюдаемой экономики можно несколькими способами - жесткой борьбой с коррупцией, цифровизацией фискальной и таможенной систем, развитием управления государственными финансами и активами. Проводимые реформы уже позволили вывести большую часть скрытого сектора из тени и добиться высоких темпов прироста ВВП.
Акылбек Жапаров, глава правительства КР
Сейчас активы государства составляют 824,2 миллиарда сомов. То есть их объем увеличился за последние три года вдвое! Этого показателя, а также роста ВВП нам удалось добиться благодаря сокращению коррупции, которой во многом способствовал "Кумтор". Дивиденды, которые государство получило с момента запуска рудника в 1994 году по май 2021-го, составили всего 100 миллионов долларов. Тогда как в течение последующей пары лет мы получили прибыль уже в размере 300 миллионов.