Этот и другие вопросы, касающиеся развития экономических отношений, кыргызская и китайская стороны обсудили во время визита в Бишкек вице-премьера Государственного совета КНР Лю Гочжуна.
- По последним данным, объем взаимного товарооборота по итогам 2023 года превысил 19,8 миллиарда долларов, - заявил на встрече с высокопоставленным гостем глава правительства КР Акылбек Жапаров. - По сравнению с показателями 2022 года рост составил 30 процентов. Но могу заверить, что это не предел. Наша республика готова прилагать усилия, направленные на увеличение всех торгово-экономических показателей.
Развитие торговли кыргызская сторона тесно связывает с реализацией крупных инфраструктурных проектов. Один из них на данный момент уже практически реализуется. Представители двух стран начали полевые работы на границе, где должен появиться новый контрольно-пропускной пункт и пройти трасса, которая соединит северо-западную часть КНР с Иссык-Кульской областью. На месте побывал зампредседателя правительства Бакыт Торобаев.
Межведомственное совещание под председательством замглавы правительства впервые в истории Кыргызстана проводилось в весьма необычной для местных чиновников локации - на перевале Бедел, расположенном на высоте 4,2 тысячи метров над уровнем моря. Именно здесь, как предполагается, и проложат еще одну международную автомобильную дорогу.
Рабочая группа, по сообщению официальных источников, уже исследовала предварительные места расположения будущего пункта пропуска "Бедел", а также объектов пограничного и таможенного контроля. Параллельно специалисты двух стран обсудили маршрут новой автодороги, которая пройдет через эту точку по маршруту Барскоон - Учтурфан - Аксу. Первый пункт - кыргызское село, расположенное на берегу Иссык-Куля. Два других - города в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
О возможности проложить новую дорогу, кстати, стороны заговорили еще несколько лет назад. Интерес к этому маршруту продиктован тем, что его протяженность короче, чем у существующих. Кроме того, он позволил бы развивать территории южного Прииссыккулья. Но чтобы это направление себя оправдало, к перевалу Бедел необходимо подвести с обеих сторон комфортабельную автомобильную трассу с высокой пропускной способностью и соответствующей инфраструктурой.
В мае 2023 года проект обсудили на высшем уровне, где он получил одобрение со стороны президента КР Садыра Жапарова и председателя КНР Си Цзиньпиня. Политическое руководство двух стран охарактеризовало идею открытия третьего пункта пропуска на границе как создание "новых ворот дружбы и моста сотрудничества".
- Синьцзян для Кыргызстана является своего рода входом в Китай, - чуть позже заявил глава правительства Акылбек Жапаров, согласно словам которого к середине лета 2023 года переговоры уже близились к завершению. - Но и наша республика - исторически и в силу своего расположения - становится для КНР воротами в направлении сразу нескольких государств Центральной Азии. Вопрос увеличения пропускной способности КПП на кыргызско-китайской границе актуален не только для двух наших стран, но и для Узбекистана. А пункт пропуска "Бедел" внесет дополнительную лепту в увеличение грузопотока из КНР в республики Центральной Азии и далее.
- Район Синьцзян играет большую роль в реализации инициативы "Один пояс - один путь", потому что мы граничим с Кыргызстаном, - поддержал коллегу член Политбюро ЦК КПК (Коммунистической партии Китая), секретарь партийного комитета СУАР КНР Ма Синьжуй. - Такие проекты имеют очень важное значение для развития двусторонних и многосторонних отношений, торгово-экономических связей.
На данный момент прямое наземное сообщение между КНР и Кыргызстаном осуществляется, в основном, через два транспортных коридора, проходящих через пункты пропуска Торугарт (Нарынская) и Иркештам (Ошская область).
- Мы хотели бы расширить их возможности и перейти на ежедневный и круглосуточный режим работы уже действующих пропускных пунктов, - обозначил намерение кыргызской стороны Акылбек Жапаров. - Полагаю, это будет полезно и для китайской стороны, так как позволит еще больший объем грузов и товаров из КНР экспортировать в КР и далее - в третьи страны. Мы нацелены на увеличение пропускной способности до тысячи автомашин в сутки.
Другой важный проект, который, как ожидают в Кыргызстане, увеличит объем торговли с Китаем, реализуют непосредственно в районе контрольно-пропускного пункта "Иркештам". На месте ведется строительство ленточного конвейера с угольной логистической базой. Его созданием занимается китайская инвестиционная компания. После ввода в эксплуатацию он будет принимать уголь, добытый в КР, откуда его будут затем поставлять в Китай.
В ближайшем будущем рядом с ним, а также у КПП "Торугарт" возведут еще несколько схожих объектов. Однако складировать и хранить в них будут уже не уголь, а продуктовые товары, произведенные в Кыргызстане. "Мы рассчитываем на скорейшее подписание соответствующих протоколов с профильными ведомствами КНР по новым видам сельхозпродукции для упрощения процедур экспорта в Китай", - отметил Акылбек Жапаров.
- Рынок КНР открыт для экспорта сельскохозяйственной продукции из Кыргызстана, - подчеркнул вице-премьер Госсовета Китая Лю Гочжун. - А реализация транспортных и инфраструктурных проектов имеет стратегическое значение для всего региона.
По его словам, новый пункт пропуска "Бедел" на границе между Китаем и Кыргызстаном откроется уже в текущем году. Кроме того, стороны готовятся начать строительство транзитного участка железной дороги из КНР в Узбекистан. "Настало время практической реализации этого проекта", - заявил Лю Гочжун.