Напомним, что в правилах дорожного движения еще в 2016 году был закреплен запрет на опасное вождение. Однако мер, которые бы воспитывали водителей, до сих пор нет. Нарушение есть, а ответственности за нее нет.
Дело в том, что в правилах заложена очень сложная формулировка нарушения, в которой разобраться чрезвычайно трудно.
Что же такое "опасное вождение", согласно правилам? Это неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, нарушающих правила. Например, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.
Сюда же относятся:
- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия,
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства,
- несоблюдение бокового интервала,
- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия,
- препятствование обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Так вот, именно при таком нарушении водителю будет грозить штраф. У нас регулярно происходят аварии по вине таких лихачей. Один начинает "играть в шашечки" на дороге, то есть перестраивается из ряда в ряд при появлении малейшей дырки между машинами. Другой начинает учить на дороге водителя, который, по его мнению, ему помешал.
Такие "шалости" могут привести к серьезной аварии на дороге. Поэтому введение ответственности за опасное вождение давно напрашивалось. Но есть некоторые тонкости. Непонятно, как такие противоправные действия выявлять. Как видим, перечень нарушений весьма большой. И они должны быть совершены на довольно коротком участке дороги. Например, если водитель сначала резко перестроился из одной полосы в другую, потом - обратно, потом еще и резко затормозил без видимой причины, то все это подпадает под статью "опасное вождение". Но как это зафиксировать?
В то же время сотрудник ГИБДД обязан пресекать любое нарушение, не дожидаясь, пока водитель совершит второе, третье, четвертое нарушение.
Значит, опасное вождение можно выявить только с помощью видеозаписи. Например, его предоставит водитель с видеорегистратора. Либо с камер. Но с камерами есть проблемы. Они фиксируют нарушения в довольно ограниченных пределах - 300 метров. С 1 сентября вступят в силу новые правила размещения камер. И расстояние между ними на дорогах вне населенных пунктов не должно быть меньше пяти километров. На таком участке зафиксировать опасное вождение просто невозможно.
Да даже в городских условиях, когда дистанция между камерами составляет километр, опасное вождение сложно зафиксировать. Остается только регистратор на патрульных автомобилях. И опять возвращаемся к тому, что полицейский должен пресечь первое нарушение, не дожидаясь следующего. Будет ли работать новая статья КоАП, если ее примут? Позволит ли она выловить всех лихачей на дорогах? Вопрос открытый.
Примечательно, что в одобрительном отзыве правительства на этот законопроект тем не менее указано, что в документе не обозначено, кто же должен администрировать такие нарушения.
Очевидно, что ответ на вопрос будет дан ко второму чтению поправок. Осталось только его дождаться.
Как прокомментировал эту историю эксперт по комплексам фотовидеофиксации Григорий Шухман, только инспектор может выявить на дороге злостного нарушителя. Он, конечно, должен пресечь его действия после первого нарушения, но не всегда это получается. Нарушитель может нажать на газ и попытаться уйти от преследования.
А что касается камер, то в законе не определены ни дистанция, ни интервал между машинами. Нет определенности и в том, как быть, если автомобиль сломался на дороге. Так что вопросов к законопроекту возникает пока немало.