27.05.2024 16:07
Поделиться

Кабмин поддержал наказание за опасное вождение, но кого наказывать - неясно

Правительство поддержало законопроект, который устанавливает ответственность за так называемое "опасное вождение". До сих пор такой термин в Правилах дорожного движения был, а ответственности за него не было установлено. Впрочем, лихачам и сейчас можно не беспокоиться на эту тему. Пока никто не понимает, каким образом это нарушение выявлять.
Сколько бы знаков на дороге ни стояло, это не повод привлекать водителя за "опасное вождение".
Сколько бы знаков на дороге ни стояло, это не повод привлекать водителя за "опасное вождение". / Аркадий Колыбалов/ РГ

Итак, что предлагалось в законопроекте? Для тех, кто совершил "опасное вождение", предусмотреть штраф 5 тысяч рублей. За повторное умышленное нарушение - штраф от 5 до 10 тысяч рублей или лишение права управления автомобилем на год. Это при условии фотовидеофиксации нарушения соответствующими устройствами. Либо же - оформление протокола, возбуждение административного дела, расследование по полной программе, с привлечением к ответственности не автовладельца, на которого зарегистрирована машина, а водителя, который был за рулем.

Несоблюдение дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдение бокового интервала запрещено, но данных об их размерах - нет

Напомним, что еще в 2016 году у нас в Правилах дорожного движения появился пункт, который запрещает опасное вождение. Однако понятие это довольно расплывчатое. Согласно пункту 2.7 правил, опасное вождение - это выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий. А именно - невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. А также несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону - если указанные действия повлекли угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

В общем, практически любое нарушение правил создает угрозу попасть под "опасное вождение". Не надо путать с систематическим нарушением правил.

И вот тут возникает масса вопросов. Кто и как будет выявлять совершение нескольких маневров? Для этого придется просматривать информацию нескольких источников. Кроме того, они не всегда дадут точную информацию. Ну объехал человек того, кто неожиданно встал в полосе. За следующий маневр его привлекать к ответственности?

Но каждое нарушение должно быть как-то зафиксировано. Кроме того, у полиции в инструкции прописано, что они должны пресекать любое правонарушение.

Камеры фотовидеофиксации не отличаются особой дальнобойностью. Максимум - метров триста. На таком расстоянии лихач просто не успеет совершить столько маневров, а также нарушений, сколько предписано. А значит, автоматическими комплексами новое нарушение не выявить. И по новой статье не привлечь к ответственности.

Кроме того, согласно закону о полиции инспектор должен пресекать всякое нарушение. То есть не дожидаться, когда водитель совершит второе, третье, десятое. А значит, он его должен привлечь именно за одно нарушение, которое выявил.

Есть, конечно, некоторое исключение. Например, водитель не отреагировал на требование об остановке и начал уходить от погони. При этом, в процессе гонки, он выскакивал на встречную полосу, проезжал на красный свет, не уступал дорогу пешеходам, ездил по тротуарам... Тут, конечно, его действительно можно привлечь за "опасное вождение". Тем более что все маневры будут записаны на видеорегистратор патруля, который за ним гнался. В этой ситуации можно и административное дело об опасном вождении возбудить. Но чего это будет стоить против уголовного дела о неповиновении требованиям сотрудника полиции?

Пока не будет законодательно утверждено, что такое "опасное вождение", предъявить кому-то претензии очень сложно

Есть и еще нюансы. Предельная дистанция до транспорта впереди не определена ни одним нормативным актом. Равно как и боковой интервал. Попробуйте предъявить претензию мотоциклисту, который проехал между двух машин.

Несоблюдение дистанции - то же самое. Правила запрещают и то и другое, а ответственности за это не предусмотрено.

В общем, вся история вызывает больше вопросов. Пока не будет законодательно утверждено, что такое "опасное вождение", предъявить кому-то претензии очень сложно. А пока этот термин установлен только в Правилах дорожного движения.

Проверка слуха

В СМИ появилась забавная история. Якобы ГИБДД переименовали в Госавтоинспекцию. И это стало новостью номер один. Но вот беда, Госавтоинспекция получила такое название еще указом президента от 2002 года. Оказывается, для некоторых СМИ это новость.

ГАИ не раз меняла свое название. Например, до ГАИ у нас был ОРУД. Потом - ОРУД-ГАИ. И только потом - просто ГАИ. А когда милиция снова стала полицией, главк стал называться Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения. Региональные же подразделения стали Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения - ГИБДД. В 2002 году указом президента было утверждено дополнительное название ведомства - "Госавтоинспекция".

Теперь мы имеем: Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (ГУОБДД). Такие же главки по регионам, ГИБДД - по местам. И все это, согласно указу 2002 года, можно называть отдельно или в совокупности Госавтоинспекцией. Но это не означает, что аббревиатура "ГАИ" снова с нами. Указом от 2002 года общеупотребимая "ГАИ" официального статуса так и не получила.

Подготовил Владимир Баршев