13.06.2024 15:26
Общество

В подготовке будущих чиновников вырастет роль воспитания

Текст:  Ольга Фаткуллина (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №128 (9370)
Россия, отстаивая свою независимость и приверженность традиционным ценностям, нуждается и в новых управленцах - не просто талантливых и образованных, но и в полной мере осознающих свою ответственность перед обществом и страной. О том, что меняется в подготовке кадров для органов госвласти, рассказал директор Уральского института управления - филиала РАНХиГС Олег Гущин.
Олег Гущин: Государство намерено создать национальную школу госуправления: мы становимся генеральным штабом выработки идеологии и подготовки кадров. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Подходит к концу основной этап ЕГЭ. С какими баллами абитуриенты поступают в Уральский институт управления?

Олег Гущин: У нас всегда серьезный конкурс, поэтому и проходной балл высокий: на бюджетное обучение - не ниже 244, а на такие специальности, как "государственное и муниципальное управление", "право и безопасность", еще выше. Рекорд прошлого года был зафиксирован на направлении "Медиакоммуникации в органах власти и бизнесе" - 285 баллов. Как известно, сейчас выделяется все больше бюджетных мест по техническим специальностям, потому что экономике нужны инженерные кадры. На гуманитарные направления конкуренция выше. Ну а мы особенно требовательны к абитуриентам: считаем, что в Президентскую академию должны поступать не просто умные и талантливые люди, а готовые к служению стране и обществу, ведь это большая ответственность.

Продолжают ли высокобалльники столь же хорошо учиться в вузе?

Олег Гущин: Как правило, да. Успешные школьники уже сформировались как личности, видят перспективу, системно мыслят. По моим наблюдениям, сегодня ребята идут в наш вуз не столько за дипломом, сколько за знаниями, поэтому и требования к качеству обучения у них очень высокие. Нам приходится соответствовать.

Посыл таков: элита государства - те, кто сегодня на переднем крае, люди, которые защищают интересы нашей страны

Насколько реалистичны планы молодых ребят попасть на работу в мэрию или органы госвласти сразу после окончания академии?

Олег Гущин: В органах власти и местного самоуправления запрос на квалифицированных специалистов сохраняется. Наш образовательный процесс включает обязательное прохождение практики: как правило, уже там студентов присматривают руководители, подбирающие себе кадры. Нам часто звонят из местных администраций, министерств и ведомств и просят направить к ним толковых выпускников. Понятно, что молодой специалист не устроится директором департамента, но к работе на стартовых позициях ребята подготовлены. Кстати, вместе с дипломом наши выпускники скоро станут получать паспорт компетенций. Думаю, уже в ближайшем будущем при подборе кадров для государственного и муниципального управления такой документ будет обязательно учитываться, ведь для чиновника важны не только знания, но и "мягкие навыки": умение слышать собеседника, договариваться, быть гибким, работать в команде, в режиме многозадачности.

В Екатеринбурге будущий юрист получил квартиру за победу в конкурсе

Одно из новых, но уже очень популярных направлений подготовки связано с ведением социальных сетей. В последнее время они становятся эффективным инструментом обратной связи власти с населением. Анализируют ли в РАНХиГС существующие аккаунты? Может быть, приводите положительные примеры или советуете своим студентам подписаться на кого-то из губернаторов?

Олег Гущин: Программа подготовки государственных и муниципальных служащих, специалистов по связям с общественностью предполагает эффективное управление информационными процессами, взаимодействие со СМИ, отработку технологий формирования благоприятного имиджа, бренда и репутации. В прошлом году вышел федеральный закон о том, что все органы власти должны иметь социальные паблики, и сразу на местах возникло множество вопросов. В первую очередь к нам обратились органы власти, госучреждения регионов УрФО, и многие их сотрудники уже прошли обучение. Да, мы мониторим соцсети губернаторов, разбираем на лекциях примеры. Правда не рейтингуем личные страницы - у нас нет задачи оценить представителей власти. Это делают в рамках проекта "Школа губернатора" в головном институте РАНХиГС, где уже 58 глав регионов прошли обучение. Ну а мы в прошлом году запустили проект комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований, где учитываются разные факторы, в том числе открытость органов местного самоуправления.

А вы сами ведете телеграм-канал?

Олег Гущин: Да, уже более года. Для меня как руководителя это очень хороший инструмент обратной связи. Встроенный чат-бот позволяет в несколько кликов любому студенту или родителю направить мне письмо. Я ежедневно вижу, какие вопросы их волнуют. Не всегда это действительно серьезные проблемы, но на каждое сообщение нужно реагировать, проработать вопрос, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Среди ваших студентов в основном екатеринбуржцы или больше ребят из глубинки?

Олег Гущин: В прошлом году в наш институт поступили абитуриенты из 28 регионов страны, большинство, конечно, из Уральского федерального округа. Мы не делим студентов по территориальному принципу. Для нас самое важное - их готовность быть вовлеченными, проактивными, понимать, что знания являются инструментом для достижения целей и решения задач. Наши преподаватели тоже не просто читают лекции. Мы исходим из того, что институт - это воспитательная среда, которая ничуть не менее важна, чем образовательная программа. Идет постоянный обмен информацией и мнениями между преподавателем и студентом.

Где жили, чем питались и как зарабатывали студенты МГУ в XIX веке

Часто ли в институт приходят его выпускники: общаются со студентами, делятся опытом?

Олег Гущин: Многие из них читают у нас лекции, так как теория и практика идут рука об руку, а среди выпускников РАНХиГС немало успешных людей. Да и ряд наших преподавателей являются действующими чиновниками, например начальник управления архивами Свердловской области Роман Тараборин. Среди студентов тоже есть опытные управленцы: у нас в магистерских группах учатся директора департаментов и ведомств, даже министры. И они порой критикуют того или иного преподавателя, мне приходится вести воспитательную работу с коллективом, объяснять: перед вами не вчерашние школьники, а действующие госслужащие, они очень строго следят за качеством образования.

Но ведь не все идут по окончании РАНХиГС в чиновники, кто-то поступает в аспирантуру, защищает диссертацию.

Олег Гущин: Конечно, и для нас очень важно вовлечение молодежи в науку. На следующей неделе в Санкт-Петербурге состоится VIII Международный Невский форум, и в этом году Президентская академия впервые выделила грант на проведение в его рамках съезда активистов студенческих научных обществ из всех 47 филиалов.

Уже с первого курса ребята могут включиться в научные исследования, тем более что некоторые программы обучения в принципе практикоориентированные, они подразумевают создание проектных команд. У нас уже есть опыт, когда выпускник не пишет диплом, а защищает проект в составе команды. Причем оценивает его комиссия, в которую входит будущий работодатель.

Недавно глава государства объявил о запуске специальной кадровой программы для ветеранов и действующих участников СВО "Время героев". Уральский институт тоже включился в эту работу?

Олег Гущин: Посыл таков: элита государства - те, кто сегодня на переднем крае, люди, которые защищают интересы нашей страны. Речь идет о формировании так называемой меритократии - власти достойных. Это принцип управления, согласно которому главные руководящие должности должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. И программа "Время героев" как раз нацелена на подготовку кадрового резерва для органов власти. На первом этапе зарегистрировалось 44 тысячи человек - участники СВО, добровольческого движения, Народного фронта. Первые 87 отобраны общественным советом. При этом хочу отметить: многим пока отказали, но им предложили другие направления деятельности. Ведь важны не только боевые заслуги, но и навыки, компетенции. Нужны люди, которые готовы принять активное участие в судьбе страны, но при этом также понимают, что такое закон, как работает общественный сектор, как взаимодействовать с бизнесом, то есть способны адаптироваться и включаться в эти процессы и в то же время быть двигателем решения многих насущных проблем.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказал, как изменятся вузовские дипломы

Это люди с высшим образованием?

Олег Гущин: Как правило. В основном они будут зачислены на магистерские программы двухлетнего обучения. Но, если у человека только 11 классов за плечами, ему тоже подберут образовательную программу, соответствующую его компетенциям.

Олег Васильевич, по итогам послания президента Федеральному собранию появился список поручений, в числе которых - повышение статуса Президентской академии, разработка соответствующего федерального закона до 31 мая 2025 года. То есть РАНХиГС станет третьим национальным вузом?

Олег Гущин: Да, пока у нас в стране всего два таких вуза - Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Что касается РАНХиГС, это намерение создать национальную школу госуправления: мы становимся таким генеральным штабом выработки государственной идеологии и подготовки кадров. Кстати, у нас во все программы обучения вводится инновационный образовательный курс "Общественное служение". Это не волонтерство, не добровольчество, а именно специальные компетенции: если ты работаешь с людьми, организациями, ведешь публичную деятельность, то должен уметь это делать. Для нас самое главное - открытость публичной власти, у РАНХиГС даже был девиз "Открытая академия". Сейчас наша миссия трансформируется, становится более масштабной. Я бы сформулировал ее так: "Академия будущего для будущего России". Наш вуз, имеющий сеть филиалов, и сегодня является крупнейшим в стране, но поставлена задача открыть представительства Президентской академии во всех субъектах РФ. Мы должны включиться во все процессы, связанные с развитием регионов - социальным, экономическим, политическим, кадровым. То есть будем выполнять не только образовательную функцию, но и выступать как эксперты в научно-исследовательской деятельности, работе с государственными структурами, подготовке кадров для госслужбы. С учетом этих целей предусмотрено создание окружных кампусов.

Екатеринбург Образование