17.06.2024 13:00
Культура

Воронежцев заинтриговал призрак "Зойкиной квартиры" от Театра Пушкина

Текст:  Татьяна Ткачёва
Яркий спектакль Евгения Писарева о том, как искривляются нравы и судьбы на сломе эпох, показали на Платоновском фестивале. Идущая в московском драмтеатре имени Пушкина "Зойкина квартира", несмотря на обилие комических сцен, выглядит неутешительным приговором обществу.
Читать на сайте RG.RU
Московский драмтеатр имени Пушкина показал в Воронеже "Зойкину квартиру"

Потолок с лепниной накренился, паркетный пол вздыблен - декорация образует щель, этакий дальний угол жизни, в который героев загоняют новые элиты и новые порядки. Когда земля уходит из-под ног, крыша поневоле едет… Куда бежать, чем спасаться? Кто-то мечтает о Париже, Ницце и красивой любви, кто-то утешается морфием и кокаином, кто-то находит смелые и безответственные способы заработать. А кто-то буднично выслеживает нарушителей закона.

Пьесу Булгаков написал в 1925 году, определив жанр как трагическую буффонаду. На подмостках она продержалась недолго, хотя и ставилась скорее как сатира на нэпманов и "бывших дворян", без подозрительного к ним сочувствия. Над текстом потрудились цензоры, но и в исправленном виде он вскоре отправился в архив: новую экономическую политику свернули, недобитые аристократы и неуклюжие попутчики уехали кто в эмиграцию, кто в лагеря. Предмет разговора как будто был утрачен. Советский театр вспомнил о "Зойкиной квартире" лишь накануне перестройки.

Обращаясь к материалу в 2023-м, Евгений Писарев решил усилить в нем именно трагический аспект и прибегнул к стилистике нуара. Режиссер увидел в булгаковской истории ту же таинственность, что и в черно-белых кинодрамах о прожженных циниках и фаталистах, промышляющих криминалом. Все персонажи здесь являются не теми, за кого себя выдают, и из лучших побуждений то и дело вступают в сделку с чертом. Сам текст, правда, не так уж мрачен, поэтому спектакль то и дело выскальзывает из своей "нуарной" оболочки, превращаясь в каскад забавных номеров. Так или иначе, в финале всем не до смеха.

Согласно наблюдению, которое приписывают Столыпину, в России за десять лет меняется все, за 200 - ничего. За век, минувший с момента создания пьесы, время прямых параллелей еще не пришло, но кое-что успело вернуться на круги своя. Зрителю могут прийти на ум и совсем свежие ассоциации с сюжетом "Зойкиной квартиры": истерия вокруг "голой" вечеринки, облавы на блогеров и прочая злоба дня. Но для восприятия спектакля они не так уж важны. Куда важнее найти собственную позицию на этом наклонном полу старого мира.

В Воронеже показали кукольную историю о любви к родной земле

По паркету скользят на каблучках "безответственные дамы" под предводительством Зои Пельц - хозяйки "веселого дома", замаскированного под ателье по пошиву прозодежды. Александра Урсуляк делает свою героиню гибкой и несокрушимой, расчетливой и самоотверженной, способной очаровывать, повелевать и пресмыкаться одновременно. Эта Зойка поет романс 1920-х ("Не мешайте мне сегодня жить…") с той же элегантностью, что и современный нам шансон, с одинаковым рвением строит планы на эмиграцию и устраивается в советской Москве, виртуозно дает взятки и принимает чаевые. Дай ей волю - и впрямь вернет себе и "бывшему графу" Обольянинову потерянный рай.

"Она авантюристка с высокой социальной ответственностью, которая ради любви готова пуститься на многое, чтобы преодолеть очень непростые исторические обстоятельства. Если нужно каким-то образом выжить и спасти близкого человека, то, наверное, многие могут пойти на компромиссы с совестью или сделки с дьяволом. У Булгакова есть намек на потусторонность, метафизические такие вещи в "нехорошей квартире", - рассуждает Александра Урсуляк. - В ситуации паники никто не знал, как жить, поэтому для Зои разумно было попытаться сбежать. Как могла, она пыталась это делать".

Артисты стараются углубить характеры персонажей, проявив в них как раз способность к любви. Директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный, похожий у Александра Матросова на выжившего из ума генсека, на минуту теряет косноязычие и тупость, когда оплакивает потерю содержанки. Китаец Херувим (Назар Сафонов) - ушлый делец и хладнокровный убийца - как будто бы питает искреннее чувство к горничной Манюшке (Елизавета Кононова), только вот и зарежет ее из ревности с тем же чувством, к бабке не ходи. Любовь здесь - явление старорежимное, уходящая натура.

"Мне кажется, среди нас много людей, которые живут в иллюзии прошлого, не могут отпустить его. Это основная точка оправдания моего персонажа. У Обольянинова был шанс выйти из пике - через любовь, но его не получилось использовать", - объясняет актер Александр Дмитриев, чей герой то повисает на шее Зои, как дорогая и бесполезная горжетка, то со страдальческим видом аккомпанирует "манекенщицам", не желая играть роль обслуги. И неизменно шарахается от всех незнакомцев с вопросом "А вы не партийный?".

Платонов с терменвоксом: в Воронеже представили необычный спектакль к 125-летию писателя

Ритм действию, которое во многом держится на музыке и вокальных номерах, в самом начале задают два звука - тиканье часов и плеск воды, капающей с потолка. Дни привычной жизни сочтены. Ее ход можно замедлить - приняв, как Обольянинов, что-нибудь расслабляющее (по потолку поплывут дивные тени, а окружающие покажутся очень добрыми и милыми), можно ускорить - устроив, как Зоя и ее гости-эскаписты, зажигательную вечеринку. Но сколько веревочке ни виться, а на смену людям, забившимся в щель, придут приспособленцы с более простыми понятиями и методами. В пространстве спектакля верх одерживают Шариковы в кожаных плащах, которые, к вящему ужасу "бывшего графа", не подозревают, что к смокингу нельзя надевать желтые ботинки.

В таком окружении выживет разве что Аметистов - обаятельно сыгранный Александром Кубаниным предтеча Остапа Бендера. Пройдоха с веером поддельных паспортов, сибарит и пересмешник, натуральный бандит ("Вы были в Париже?" - "Пять лет отмотал…") - он точно знает, что порядочный человек найдет себя при любой власти.

"Аметистов продолжит гастролировать по стране, возможно, где-то его опять расстреляют, но он снова воскреснет… Такой живучий, очень интересный и очень русский тип", - заключил Дмитриев.

Режиссер ввел в спектакль и еще одно действующее лицо, претендующее на бессмертие, - призрак старой квартиры. У Булгакова его нет, но решение вполне в его духе, подчеркивающее атмосферу загадочной двойной жизни. Зрители, не читавшие программок, гадают, что за благообразная дама (в исполнении Инны Кара-Моско) то молча сидит за роялем, то потерянно бродит среди судорожно веселящихся гостей и в итоге остается не замеченной сотрудниками угрозыска. Призрак замирает на руинах уходящей России - и если потолок с лепниной не обвалится окончательно, эта старушка проводит взглядом еще не одно поколение жильцов.

В Воронеже побывала звезда китайского современного танца
Воронеж Драматический театр