24.06.2024 17:04
Культура

Курганский театр предложил воронежцам мистический взгляд на Платонова

Текст:  Татьяна Ткачёва
Неожиданное прочтение "Коровы", растрогавшей уже не одно поколение школьников, представил на Платоновском фестивале театр кукол "Гулливер" из Кургана. Бытовая драма в спектакле Дмитрия Ши превращается в философское размышление об одиночестве, с которым по таинственному закону жизни так или иначе сталкивается каждый.
Читать на сайте RG.RU
Театр кукол "Гулливер" предложил неожиданное прочтение рассказа Платонова

Для постановки использовали не сами рассказы Андрея Платонова (помимо "Коровы", заявлено обращение к "Уле"), а пьесу уральского драматурга Семена Вяткина по их мотивам. Остов "Коровы" в целом сохранен: мальчик Вася Рубцов ищет буренку, которая ушла из дому в тоске по теленку, сданному на мясо. Из "Ули" взят образ странной девочки со сверхспособностями. В оригинале она видит мир наоборот (прекрасное - как ужасное, злых людей - добрыми), а в ее глазах отражается "вся правда". В пьесе и спектакле это служебный персонаж: Уля едет на дрезине из ниоткуда в никуда в поисках матери, которую никогда не видела, и попутно показывает главному герою то, что происходит дома в его отсутствие.

Вася хоть и не сирота, но от родителей как будто отделен стеной. В их диалогах с мамой это особенно наглядно: поза, движения, поворот головы у марионетки показывают, что внимание женщины занято другим. Немудрено, что мальчишка дружит с коровой и большеголовым глазастым теленком.

Спектакль выстроен таким образом, что подчеркивает не горькую судьбу животного и не взросление юного героя через проживание потери, а какое-то всеобщее сиротство, разрыв связей. Корову насильно разлучают с отпрыском. Мать Васи беспокоится о теленке и не замечает собственного сына. Мальчик теряет самое близкое существо. Уля не знает своих родителей… Машинист поезда - и тот как будто ощущает неполноту, признаваясь, что хотел бы усыновить Васю.

Дополняют картину шумные школяры - плод фантазии авторов спектакля и, возможно, портрет молодого зрителя ("Корова" рассчитана на категорию 12+). Если основных героев воплощают небольшие печальные марионетки тонкой работы, то этих - крупные куклы-маппеты с мягкими и очень говорливыми ртами. Сорванцы, похожие на беспризорников, околачиваются возле железной дороги, шутки ради подкладывают на рельсы разные предметы и распевают песни из репертуара Высоцкого.

"Театр у Никитских ворот" показал в Воронеже спектакль "Голос отца"

К слову, связку Владимира Семеновича с Платоновым - при всей их стилистической и содержательной разности - на фестивале уже демонстрировал Брестский театр кукол. В спектакле Дениса Казачука "Жизнь" рассказ о борьбе крестьянина с оккупантами дополняла "Песня о Земле".

В курганской постановке режиссер использует блатную песенку "Товарищ Сталин, вы большой ученый…" - рисуя образ ребятишек, которые растут как придорожная трава, и "Белое безмолвие", призванное в финале дать зрителю некую надежду: "Кто не верил в дурные пророчества, / В снег не лег ни на миг отдохнуть, / Тем наградою за одиночество /Должен встретиться кто-нибудь!" Проще говоря, Вася потерял друга-теленка, но мимо его дома, должно быть, еще не раз проедет дрезина Ули…

Ткань спектакля, несколько эклектичную, скрепляет выверенное оформление (сценограф Наталья Бурнос, куклы - Валентин Викторов). Круговая железная дорога с симпатичным паровозом, бревенчатые домишки на холме, покрытом жухлой травой, мостик, хлев - все выдержано в натуральных землистых тонах, марионетки выглядят чуть грубоватыми и трогательными.

- Мы искали максимально простую, лаконичную форму с применением "живых" материалов, чтобы показать соединение живого и неживого, искусственности театра кукол и мира героев Платонова. Марионетки подчеркивают хрупкость этого мира, который окружает Васю, а маппет-куклы агрессивно вмешиваются в него, пытаются расшатать, - пояснил Дмитрий Ши (Шишанов).

"Оркестр громкоговорителей" сыграл в Воронеже музыку из забытого кино

Ключевой момент постановки решен на том же контрасте. Попавшая под поезд корова взлетает, чтобы в небесном хлеву встретить своего убитого сына, а подоспевший "школяр" любопытным пальцем тычет в то место, где она должна была бы лежать. Прослезиться зритель, пожалуй, не успеет, но укол сострадания ощутит. А что, как не сострадание, спасет от одиночества?

Драматический театр Воронеж Курган