Инфраструктура
Как и для любого вида спорта, для фиджитал нужна инфраструктура. По словам директора Всероссийской федерации фиджитал-спорта Дмитрия Григорьева, планируется, что к 2030 году фиджитал-центры должны появиться во всех регионах. Сейчас многие субъекты при их создании пользуются программой "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)", которая предлагает государственное софинансирование ГЧП-проектов в спортивной сфере.
- В прошлом году были планы открыть от 10 до 12 фиджитал-центров по всей стране. Из этих планов реализовалось, к сожалению, только три, потому что программа "Бизнес-спринт" непростая. Это совмещение регионального и федерального финансирования, это вопрос выбора и подготовки площадки, коммуникации и т. д. До 2030 года мы сделаем все для того, чтобы в каждом регионе появилось хотя бы по одному фиджитал-центру. Хотя и это катастрофически мало. Но это минимальная планка, - пояснил Дмитрий Григорьев.
Об уникальном опыте создания инфраструктуры на местах рассказал министр спорта и туризма Кировской области Сергей Сулик:
- Один фиджитал-центр - модульный - будет создан в Кирове уже в этом году в рамках федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" как один из вариантов умной спортивной площадки рядом со школой N 39. Площадка будет включать в себя инфраструктуру для мини-футбола, баскетбола 3х3 и игровые зоны: компьютеры, VR, PlayStation.
Но уникальная история Кирова - это планы по строительству еще одного, уже капитального фиджитал-центра. Проект прошел конкурсный отбор Министерства спорта России, получил поддержку из федерального бюджета и при участии концессионера будет возводиться в Кирове на территории кампуса мирового уровня. Срок сдачи - третий квартал 2026 года. Общая стоимость - порядка 600 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 352 млн.
- Насколько мне известно, на данный момент фиджитал-центров как объектов капитального строительства больше нигде нет, - отметил Сергей Сулик, подчеркнув, что проект будет разработан с нуля и не имеет аналогов. - Мы могли бы просто взять какой-то типовой ФОК, но решили сделать проект, который действительно необходим людям: совместно со Всероссийской федерацией фиджитал-спорта мы обсуждали, какие именно пространства будут востребованы и необходимы. Взяли за основу большой игровой зал, чтобы была возможность играть в мини-футбол, футбол, модернизировать объект: проводить соревнования по единоборствам, танцам. Плюс разместили полноценную площадку, где можно будет после Counter-Strike или Dota играть в лазертаг. Также предусмотрели полноценные зоны для VR, PlayStation, спортивного программирования.
В Нижегородской области решили развивать инфраструктуру и в районах.
- Уже сегодня в каждом из ФОКов у нас существуют и кинозалы, и дополнительные помещения, которые мы переоборудуем. Первый фиджитал-центр мы открыли на базе ФОК "Мещерский". На базе ФОК "Чайка" также уже открыты спортивные секции, в которых занимаются первые воспитанники нашей федерации. Проявили заинтересованность еще несколько наших отдаленных муниципальных ФОКов. Это мы считаем тоже некой уникальностью - создание общей сетки, - подчеркнула заместитель министра спорта Нижегородской области Екатерина Парилова.
Только свое
Сложным вопросом остается импортозамещение.
- Во-первых, мы понимаем, что в итоге программное обеспечение и "железо" всего нашего киберспорта, всего нашего фиджитал-спорта все-таки будет отечественным, - отмечает Александр Кононов, подчеркивая, что популяризация нового вида спорта создаст спрос, который будет стимулировать и развивать всю IT-экономику. - На нас сегодня возлагается большая степень ответственности. У нас формируется крупный IT-класс, где по факту будут применяться передовые технологии. Мы эти технологии должны впитать в себя в фиджитал-спорте и хотим здесь тоже стать флагманом.
К будущему разработок для фиджитал-спорта привлекают уже и юные дарования.
- Мы сегодня очень плотно на эту тему общаемся с нашим IT-кампусом "Неймарк", чтобы талантливые ребята, которые проходят у них и обучение, разрабатывали различные кейсы. Уже есть первые шаги и наработки, - поделилась Екатерина Парилова.
Однако разработки симуляторов стоят недешево, признают участники.
- Мы в свое время уже думали, как бы написать качественную игру для следж-хоккеистов, - говорит Дмитрий Дронов. - Но те суммы, которые требуются, пока неподъемные. Если Всероссийская федерация фиджитал-спорта или нижегородская сумеют организовать и произвести игру по следж-хоккею, я думаю, потребителей было бы очень много. Инвалидов примерно у нас 10 процентов населения, почти полтора миллиона, а тех, кто может играть в следж-хоккей, я думаю, около миллиона.
Тренер картинг-школы центра автомотоспорта "Академия" Андрей Сидорюк отметил, что и в гонках требуется импортозамещение:
- Если мы говорим о развитии, я вынужден констатировать тот факт, что PlayStation, на которых сейчас базируется данный симулятор, это лишь стартовый вариант. Если мы хотим углубляться и повышать уровень наших спортсменов, мы должны говорить про развитие наших отечественных технологий.
По мнению руководителя Фиджитал-федерации Удмуртии Михаила Маргасова, нужно быть готовыми к тому, что путь импортозамещения будет непростым, продолжительным и дорогим:
- Если мы сейчас с вами захотим сделать хотя бы аналогичную НХЛ по уровню российского игру, нам понадобится минимум два года и порядка миллиарда рублей, чтобы создать хороший продукт. Если брать уровень попроще, хватит 200 - 300 миллионов. Но у нас опять же пока нет "железа" и собственных платформ - онлайн-сервисов, через которые игры будут продаваться.
Уникальные продукты
Между тем в стране уже есть чем похвастаться в плане собственных разработок, не заменяющих, а способных создавать новые направления.
Так, на Играх будущего изобретатель-предприниматель из Удмуртии Игорь Мельников, который возглавляет Федерацию современного пятиборья, представил президенту страны Владимиру Путину фиджитал-тренажер по фехтованию с полностью российским программным обеспечением.
- Я на себе его опробовала, - поделилась заместитель председателя постоянной комиссии по физической культуре, спорту и молодежной политике Госсовета Удмуртии Катерина Селезнева. - Действительно, очень удобно, и тренеры могут благодаря этой разработке преподавать онлайн. Мы с ними обсудили и запуск разработки такого же тренажера в бильярдном спорте. Оборудование, которое используется для фиджитал-фехтования, также можно адаптировать под бильярдный кий. Поэтому вот уже практически две программы, которые можно использовать как наши российские разработки.
- С 16 по 27 мая в Санкт-Петербурге мы участвовали в финале конкурса "Кубок фиджитал-спорттех-инноваций 2024". Команду Нижегородской области представляли студенты факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Лобачевского. Их проект "Киберкаратэ" стал победителем сразу в двух номинациях: "Инновации в фиджитал и технологических видах спорта" и "Цифровые среды и VR/AR технологии в спорте", - добавил начальник сектора цифровой трансформации и проектной работы министерства спорта Нижегородской области Максим Коновалов.
Первые курсанты
Так пока не совсем цельно, но развитие фиджитал-спорта происходит в разных местах и в разных направлениях. Главным его драйвером, помимо стремления создать новый национальный спорт, становится и искренний интерес к нему, особенно среди молодежи. Это отметили все участники.
Центр автомотоспорта "Академия" уже открыл секцию по фиджитал-картингу и набрал первых курсантов. Это подростки преимущественно 9 - 14 лет.
- Когда они приходят и видят, что это такое, какая подготовка требуется, что у нас открывается школа, в первую очередь дети проявляют инициативу и начинают говорить родителям, что им интересно это развитие, - рассказал Андрей Сидорюк.
- Вряд ли сейчас вообще существует какой-нибудь молодой человек или девушка от 12 до 35 лет, которые, увидев фиджитал-гонки, фиджитал-футбол, фиджитал-танцы, не заинтересовались бы этим. Сама картинка, сами условия всех практически видов, дисциплин потрясающие, - отметил Михаил Маргасов.
А спрос, как известно, рождает предложение.