15.07.2024 06:03
Власть

От Китая до Донбасса: с кем наладила связи Дума Хабаровского края

Текст:  Татьяна Дмитракова
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №145 (9387)
Законодательная дума Хабаровского края за десятилетия деятельности - а в этом году она отметила 30-ю годовщину - выработала многообразные межпарламентские связи разного уровня. Как именно они реализуются в ежедневной работе, рассказала председатель регионального парламента Ирина Зикунова.
/ Пресс-служба Законодательной думы Хабаровского края
Читать на сайте RG.RU

Практически ровесница краевой думы - Парламентская ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье". В 1994 году было принято решение об образовании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти Дальнего Востока и Забайкалья, а в 1995-м это решение выполнено. Ирина Валериевна, что дает думе участие в таком объединении?

Ирина Зикунова: Инициатором создания парламентской ассоциации был первый спикер Законодательной думы Хабаровского края Виктор Озеров, он же стал и ее руководителем. Сейчас объединения такого формата, как "Дальний Восток и Забайкалье", действуют во всех федеральных округах. И это дает силу законодательным инициативам регионов, которые мы представляем на федеральный уровень.

Краевая Законодательная дума, пользуясь правом законодательной инициативы, может предложить какую-либо норму, поправку в тот или иной федеральный закон. Но достаточно сложно получить поддержку от Государственной думы, правительство Российской Федерации тоже весьма взыскательно смотрит на такие идеи. Иногда это связано с формальным несоблюдением канонов законотворческой техники. Но чаще сказывается узость регионального взгляда, когда местную проблему пытаются решить общим положением в федеральном законе.

Но если мы получаем одобрение, поддержку и понимание от членов ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", значит, норма предлагается в интересах граждан или организаций как минимум всего дальневосточного макрорегиона.

В Хабаровском крае собираются возрождать пчеловодство

Кроме того, спикеры региональных парламентов активно взаимодействуют, обмениваются опытом, консультируют друг друга, осуществляют при необходимости мозговой штурм. Руководители законодательных собраний и дум координируют всю повестку в своих регионах, поэтому у них есть возможность широкого, общесистемного взгляда. Когда вместе действуют такие люди, создается очень хорошая синергия комплексного опыта.

Коллеги по парламентской ассоциации поддержали ряд инициатив краевой Законодательной думы. Например, мы обращались с просьбой ускорить разработку критериев комплексной оценки на предмет отнесения территорий к районам Крайнего Севера. Было общее обращение для поддержки предприятий лесохозяйственной отрасли в период запрета на экспорт круглого леса и в ситуации санкционного давления. Поддержала ассоциация и нашу инициативу об изменении федерального закона о кочевом пчеловодстве.

Сплоченно работают парламентские ассоциации, представляющие другие макрорегионы. Такие интегративные объединения позволяют сделать законотворческие процессы более системными, управляемыми и действительно поддерживать объективные дальновидные инициативы.

Краевая дума не только взаимодействует с коллегами в рамках Парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", но и заключает межпарламентские соглашения с законодательными органами других российских регионов. В чем цель таких договоренностей и как они выполняются?

Ирина Зикунова: Дума Хабаровского края входит в круг партнеров Санкт-Петербургского Законодательного собрания. Парламент города на Неве очень опытный и мощный, практически все депутаты трудятся на постоянной профессиональной основе. У нас близкие точки зрения, что помогает в работе. К примеру, накануне Дней парламентаризма я была в Санкт-Петербурге, и с заместителем председателя Законодательного собрания Павлом Иткиным мы поделились опытом: я отдала ему часть своей презентации для молодежи, он рассказал, как они работают с молодежью и инвалидами.

В соглашении с Ил Тумэном Республики Саха есть интересный аспект - взаимодействие в интересах представительных органов муниципального уровня. В Якутии много улусов и там достаточно большое звено поселенческого представительного управления. В Хабаровском крае так же. У нас действуют Совет муниципальных образований и Совет председателей представительных органов муниципальных образований при Законодательной думе Хабаровского края - очень серьезный и квалифицированный орган, составленный из представителей собраний депутатов. В нашей думе был десант из глав якутских улусов. Мы обсудили проблематику, которой занимаемся, и сошлись на том, что есть основания для заключения соглашения и организации сотрудничества. И подписали договор с председателем Государственного собрания Республики Саха (Якутия) Алексеем Еремеевым. Причем совершенно не шаблонный договор.

Административная реформа привела к уменьшению госаппарата почти на 10%

Хорошо нам помогли на этапе формирования муниципальных округов друзья из Амурской области. Мы благодарны председателю Законодательного собрания Приамурья Константину Дьяконову. Глава нашего профильного комитета Игорь Гудин ездил туда в командировку, встречался с руководством образованных округов, вникал в организационные тонкости. И это сослужило добрую службу: процесс трансформации муниципальных районов в нашем крае идет ровно.

Межпарламентские соглашения - это не просто обещание делиться информацией (при современных средствах связи это несложно), но и проведение совместных мероприятий. Например, заседаний советов. То, что делается вместе, приобретает вес и значение, потому что охватывает интересы более широкого круга, нескольких регионов.

Полезны и личные контакты глав парламентов. К примеру, в январе я общалась с руководителем Законодательного собрания города Севастополя Владимиром Немцевым, он дал очень важную консультацию. Возможно, в перспективе заключим соглашение с севастопольцами. Интересно было работать с исключительно опытным представителем публичной власти - главой Государственного совета Республики Крым Владимиром Константиновым.

Все это открывает прямой контакт для взаимодействия законодательных органов регионов.

В рамках майского заседания Парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" подписано соглашение о сотрудничестве краевой Законодательной думы и Народного совета ДНР. В чем особенности этого договора?

Ирина Зикунова: Во главу угла ставится наша миссия помогать возвращенным регионам Российской Федерации включиться в общую законотворческую повестку, содействовать в отработке регламента. В региональном законодательстве, даже в регламентных нормах, еще многое можно и нужно решить: какие-то вещи упростить, какие-то сделать более работающими и конструктивными.

Мы с председателем Народного совета Донецкой Народной Республики Артемом Жогой подписали соглашение и от души открыты сотрудничеству. Наша задача, прежде всего, - содействовать становлению и развитию законодательства ДНР, делиться формами организации работы законодательного органа. У нас в думе достаточно много своих форм деятельности, в том числе - парламентского контроля и парламентской дискуссии. Сейчас в Донецкой Народной Республике идет становление и развитие своего законодательства, и все российские регионы, соответственно, помогают.

В хабаровском аэропорту открылась международная выставка

В последнее время усилились международные контакты Законодательной думы Хабаровского края. Прошли официальные визиты в китайские провинции Хэйлунцзян и Гуандун, встреча с северокорейскими дипломатами. Какой полезный опыт получают хабаровские депутаты в результате таких контактов?

Ирина Зикунова: Выход на заключение международных парламентских соглашений совсем не случаен: был взаимный интерес как с китайской стороны, так и с российской.

Нас в этом деле, прежде всего, вдохновляли задачи, поставленные Советом Федерации. В СФ я включена в состав Совета законодателей по международной парламентской деятельности, потому что я представительница приграничного региона, а Совет Федерации занимается в том числе организацией международных связей между региональными парламентами и симметричными структурами сопряженных государств.

Раз задача поставлена, ее необходимо решать. И наша Законодательная дума начала работу по выходу на соглашение с провинцией Хэйлунцзян - с нашим соседом, приграничной территорией, сотрудничеству с которой фактор транспортной близости благоприятствует как нельзя лучше. Вторая провинция, которую мы выбрали для заключения договора, - Гуандун. Это самая богатая, самая предпринимательская провинция КНР с населением 126 миллионов человек. Десять процентов ВВП Китая производится в этой провинции.

Соглашения о сотрудничестве между Законодательной думой Хабаровского края и Постоянными комитетами Собраний народных представителей провинций Хэйлунцзян и Гуандун были подписаны в октябре прошлого года. Их цель - способствовать формированию законодательства, которое будет содействовать международным социально-экономическим связям, обмен опытом парламентской деятельности, расширение торгово-экономического сотрудничества и связей между жителями регионов, защита интересов участников торгово-экономических связей, развитие цифровой экономики и высокотехнологичного производства, упрощение взаимных обменов.

Торговля провинции Хэйлунцзян с Россией успешно развивается

Наши отношения - это, по сути, парламентская дипломатия. Мы от Российской Федерации и наши китайские друзья являемся посланцами не только гражданственности и общей культуры, но и амбассадорами в построении народовластия, которые раскрывают и передают суть ожиданий наших граждан, наших стратегий, намерения публичной власти и образуют дружественную связь и цель помогать и содействовать предпринимательству в том, чтобы оно выходило на более глубокую международную кооперацию.

В региональном законодательстве Хабаровского края есть нормы, позволяющие сделать международное взаимодействие плодотворным и продуктивным. Достаточно много законов уже принято во имя привлечения инвесторов, чтобы они осуществляли свою деятельность с учетом наших возможностей и интересов. Есть бюджетные нормы, связанные с финансированием программ продвижения продукции и услуг Хабаровского края через выставочно-экспортную и конгрессную деятельность. Мы как депутаты должны знать экономические процессы, чтобы соответствующие нормативные акты принять и правильно с правительства спросить, как они реализуются.

Такому же овладению информацией служили визиты в китайские провинции. В Гуандуне мы встречались с предпринимательским сообществом, там оно очень активное, действительно сильный предпринимательский дух в этой провинции. Бизнес там богатый и располагает серьезными возможностями для инвестирования. Но нужно понимать, что инвестиции - это доверие. И за рубежом мы продвигаем образ России и, в частности, Хабаровского края как надежного партнера, как региона, в который можно приходить с инвестициями. Но одновременно мы настойчиво проводим линию на понимание того, что в России есть своя стратегия экономического развития, технологического суверенитета, технологического прорывного развития, и это тоже нужно учитывать.

На встречах в китайских провинциях мы предлагали инвестировать в совместные предприятия, которые российская сторона будет поддерживать в обойме тех льгот и преимуществ, что предусмотрены нашим законодательством. Предприниматели КНР обращались с запросами по поводу транспортных тарифов.

Встречались мы там и с депутатами, чтобы, возможно, взять от них какой-то опыт для организации деятельности нашей думы. Формы работы у них практически такие же, как и у нас, но связь депутатов с людьми гораздо теснее. Нет двух сторон - депутат и избиратель. Они вместе - те, кто представляет интересы народа, и те, чьи интересы они представляют. Такое единение рождает абсолютное доверие друг к другу. Этому мы можем учиться у китайских друзей.

Дмитрий Демешин: Задачи правительству Хабаровского края поставили люди

Как межпарламентские связи устанавливаются и укрепляются на уровне муниципальных образований? Какую роль в этом сыграла Законодательная дума Хабаровского края?

Ирина Зикунова: Дума является интегратором, объединителем наших собраний депутатов на площадке Совета председателей представительных органов муниципальных образований, в состав которого они все входят. И мы ежеквартально - а это довольно часто - проводим заседания совета.

Встречи проходят не обязательно в краевом парламенте. У нас есть такая форма работы, как Дни Законодательной думы в районах, и мы стали приурочивать к этим выездам и заседания совета. Так, Совет председателей собирался в районе имени Лазо, в Комсомольском, Амурском и Солнечном районах. Получается очень хорошо. Такая совместная работа - это возможность калибровки общих решений и инициатив. Это возможность изучения и передачи опыта. Это возможность через руководство представительного органа напрямую донести публичной власти нужды, запросы и ожидания граждан и получить честный ответ - можно это решить сегодня или нет.

Из муниципального звена поступает очень много здравых, хороших предложений. В менеджменте есть такой постулат: реальная власть сосредоточена не у топов, которые очень далеки от потребителя, а в нижестоящих управленческих звеньях среднего и нижнего уровня - у фронтов, как говорят. Эта истина не нова, и она не нова в том числе для системы публичной власти. Потому что именно главы муниципальных районов, председатели собраний депутатов являются выразителями и репутации власти, и ее дел, и вообще всего, что происходит на местах.

Можно накачивать тучу денег сверху - из регионального бюджета, из федеральной казны, выдвигать совершенные шикарные инициативы, но если муниципалитеты не дорабатывают, не честны, не передают запросы людей, не рачительны как хозяева, не открыты для граждан, тогда у вас ничего не получится. Ваши решения не будут реализованы. Управленческая власть публичной системы сосредоточена внизу. Поэтому люди, работающие в муниципальных образованиях, - исключительно ценные кадры. Я их очень уважаю и благодарна им за то, сколько они сделали для думы. И мне очень приятно, что в Хабаровском крае работают такие достойные люди.

Регионы Хабаровский край