Одноактный двадцатиминутный балет родился в Большом театре ровно полвека назад. Причина банальна - нужно было отметить золотой юбилей комсомола театра. Отсюда и незамысловатая тема - семья молодых инженеров едет на комсомольскую стройку в Сибирь. На сцене тогда блистали настоящие звезды - Нина Сорокина и Александр Годунов.
Начинался балет Пахмутовой не с оркестра, а… со стихов ее мужа Николая Добронравова. Театральные критики тогда были в ужасе, но зрителям ход понравился - слова-то звучали красивые: "И добывая зарю, молодые откроют себя". В этих же строчках ответ на вопрос, который волнует современных критиков - почему именно "Озаренность" режиссер Кирилл Ермоленко выбрал для начала начал сахалинской истории балета.
Ермоленко и сам из тех, кто отправился в путь "открывать новый край и слушать новые ритмы эпохи". Он солировал в "Кремлевском балете" в партиях пусть не самых больших, но запоминающихся - лесничий Ганс в "Жизели", Дон Базилио в "Фигаро", шут в "Ромео и Джульетте". Был главным балетмейстером Московского детского музыкального театра… А потом вдруг уехал на Сахалин, теперь учит классическому танцу воспитанников местного хореографического центра, преподает в театре танца "Диалог" при Сахалинской областной филармонии. В "Озаренности" у "балетного комсомольца" Ермоленко главная партия - он знает, о чем танцевать, вместе с ним на сцене - его ученики и специально приглашенные артисты Михайловского театра.
Пригласили и нейросеть - нынче без нее, кажется, совсем никуда. Но почему бы и нет, если сделано вкусно. "Озаренности" технологии не мешают, наоборот - помогают погружать в эпоху шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Эпоху во всех отношениях стильную. Сам Ермоленко говорит, что в использовании AI-технологий они комсомольцы. И намерены ни много ни мало создать новый тренд в искусстве.
"Мы с командой создали первую подобную балетную постановку. Нас в этом поддержал крупнейший российский банк и уникальные специалисты. Причем все генеративные модели, которые мы используем - отечественные, - рассказал режиссер. - Искусство, как и технологии, всегда в авангарде жизни".
Хореограф Иван Зайцев - он из Санкт-Петербурга - признался, что опыт работы с нейросетью дался не просто. Были и другие проблемы: то артисты менялись, то переносили дату показа - ждали, пока откроется новый концертный зал Сахалинского госуниверситета, чтобы именно там дать историческую для острова премьеру.
Но в итоге балет и нейросеть нашли общий язык и теперь готовы возвращать в культуру старые добрые смыслы - о любви, о дружбе, о родине.
Теперь сахалинский балет хотят увидеть и в других городах страны, и, по словам продюсеров проекта, первые выездные спектакли возрождённой "Озаренности" могут состояться уже в этом году.