18.07.2024 19:53
Экономика

Эксперты оценили перспективы создания фонда компенсаций для курьеров и таксистов

Текст:  Ольга Игнатова
В рамках законопроекта о платформенной занятости обсуждается идея создания компенсационного фонда для выплат курьерам и таксистам, чьи права нарушили агрегаторы. Минимальный размер фонда, который предлагается пополнять за счет взносов цифровых платформ занятости, может быть установлен на уровне 3 млн руб.
Читать на сайте RG.RU

Председатель независимого профсоюза "Новый Труд" Дарья Митина отмечает, что сама идея компенсационного фонда, формируемого цифровыми платформами для платформенно занятых, абсолютно правильная. Причем, речь должна вестись не только о таксистах и курьерах.

"Однако у нас есть вопросы и претензии к порядку разбора жалоб со стороны платформенных занятых, прописанному в законопроекте. Сам порядок - трехступенчатый. Сначала платформенные занятые жалуются в саму платформу. Если жалоба не удовлетворена или работника не устраивают результаты внутреннего разбирательства, он имеет право подать жалобу в Совет цифровых платформ. Если же ему не подходит и этот ответ, остается третья стадия - обращение в суд. Слишком долго и сложно", - считает эксперт.

Совет цифровых платформ - саморегулируемая организация. Он должен прописать порядок как формирования компенсационного фонда, так и компенсационных выплат.

"Законопроект, поскольку он получился достаточно рамочным, устанавливает минимальную планку взноса в этот самый компенсационный фонд. От каждой цифровой платформы - минимум 3 миллиона рублей. Проблема в том, что цифровые платформы у нас очень неравнозначные, неравновеликие и неравноценные. Собственно говоря, согласно законопроекту, получается, что любая платформа должна состоять в этом Совете, чтобы иметь право быть платформой-агрегатором. Причем как огромные платформы (Авито, Яндекс, Вайлдберрис, Озон и так далее), так и достаточно мелкие, локальные, с ограниченной аудиторией. То есть формально они все пользуются равными правами. Но очевидно, что размер взноса не может быть одинаковым, допустим, для Вайлдберрис, с ее многомиллиардными оборотами, и для какой-нибудь маленькой платформы, которая объединяет домохозяек, вяжущих детские вещи. делающих украшения из бисера, или садоводов-любителей, выращивающих на дачах цветы и зелень", - рассуждает Дарья Митина.

Эксперты рассказали о подходах к регулированию маркетплейсов

Естественно, по ее мнению, что они должны вносить разные суммы. А для этого нужна внутренняя дифференциация платформ по масштабам. По данным Федеральной антимонопольной службы, те же Вайлдберрис и Озон, покрывают порядка 70% рынка платформ-агрегаторов. "Совет цифровых платформ - саморегулируемая организация, он должен самостоятельно выбрать и прописать критерии, по которым платформы будут разделяться. Поэтому мы в профсоюзе "Новый труд" саму идею создания компенсационного фонда одобряем. Но при этом уверены, что механизм его комплектования должен быть четко прописан и определен. И идти здесь нужно не по принципу формального равенства, а по принципу соразмерности", - добавляет представитель профсоюза.

"Создание компенсационного фонда может дополнительно обеспечить гарантии прав курьеров и таксистов, что в целом направлено на стабилизацию гражданского оборота и усиление привлекательности такой формы бизнеса. При этом необходимо предусмотреть механизмы профилактики возможных обоюдных злоупотреблений, а при определении размера фонда учитывать как ретроспективный опыт претензионных взаимодействий, так и обоснованное мнение непосредственных участников рынка", - добавляет партнер, руководитель практик "Банкротство" и "Споры" юридической фирмы Bishenov&Partners Алексей Клюев.

Бизнес