28.06.202409:00

Эксперты рассказали о подходах к регулированию маркетплейсов

Регулирование маркетплейсов в российском законодательстве обязательно должно присутствовать, но не в виде жесткого или мягкого варианта, а в качества правовой нормы, обеспечивающей баланс интересов всех участвующих в процессе интернет-торговли сторон. Такое мнение в рамках XII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) высказал управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Большинство участников профильной дискуссии "Маркетплейсы: платформы или торговля. В поисках моделей регулирования" согласились с таким подходом, отметив, что новые цифровые формы коммерции должны рассматриваться в парадигме, отличной от традиционной розничной торговли.

iStock

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2023 году объем продаж в сегменте электронной коммерции вырос на 28% и составил 6,4 трлн рублей. Причем основным драйвером роста этого показателя стали российские регионы - в крупных городах федерального значения показатели объема рынка практически достигли своего пика.

Тренды и цифры наглядно демонстрируют, что интернет-торговля всего за несколько последних лет превратилась в критически важную инфраструктуру, обеспечивающую полную реализацию платежеспособного спроса. Как отметил Сергей Беляков, традиционный ритейл не может позволить себе открывать розничные магазины в населенных пунктах, где живет около 100 человек - это попросту экономически невозможно. В свою очередь, маркетплейсы способны запускать пункты выдачи заказов (ПВЗ) даже в самых маленьких поселениях без крупных затрат и обеспечивать местных жителей теми же товарами, что и жителей городов-миллионников.

Это, в свою очередь, ставит на повестку закономерный вопрос о том, какую ответственность перед потребителем должны нести маркетплейсы, и какие варианты регулирования в целом реализуемы в рамках бизнес-моделей таких компаний. В рамках дискуссии зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский отметил, что с точки зрения покупателя маркетплейсы ничем не отличаются от обычных магазинов и представляют собой их новую форму - а это значит, что именно маркетплейс должен нести ответственность за качество товаров перед потребителем.

"Маркетплейсы повторяют ту же историю, что и торговые сети раньше - мол, мы просто предоставляем полку и не отвечаем за то, что у нас продается. Мы потратили 10 лет на то, чтобы убедить их в обратном, и сейчас это ни у кого не вызывает нареканий. Сети согласны с действующими правилами и прекрасно справляются с регулированием реализации товара, отслеживают его качество и отвечают за него перед покупателем", - сказал Сергей Лисовский.

В свою очередь модератор дискуссии руководитель школы коммуникаций НИУ ВШЭ Сергей Зверев отметил, что в новой экономической реальности общие подходы к регулированию бизнеса, сформулированные еще в конце XIX - первой половине XX века, выглядят слишком узкими для новых явлений цифровой экономики. Он привел в пример тезис о том, что маркетплейсы с точки зрения антимонопольного законодательства все же являются цифровыми агрегаторами, а не магазинами в традиционном понимании. Это можно рассматривать как торговый центр, сдающий площади в аренду магазинам: конечно, администрация всей площадки заинтересована в том, чтобы все магазины на ее территории оказывали качественные услуги и радовали клиентов, однако сам торговый центр не несет ответственности за ошибки каждого из них. С этим мнением согласился и председатель "Союза потребителей России" Петр Щелищ.

"Я считаю, что маркетплейс, агрегатор информации - называйте как хотите, - это не продавец, а исполнитель информационных услуг для двух сторон - продавца и потребителя.

Роль маркетплейсов как провайдеров удобных и качественных платформ для развития бизнеса признают и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Так, замруководителя ведомства Сергей Пузыревский отметил, что цифровые площадки помогают формировать многосторонний рынок, на котором работает множество самостоятельных участников. Таким образом они создают инфраструктуру для взаимодействия продавцов и покупателей, развивая конкуренцию между малым и средним бизнесом и открывая перед все большим числом компаний дополнительные возможности для роста. В то же время, маркетплейсы очень гибкие в плане коммуникаций с контролирующими органами, и используют все доступные им возможности для работы с замечаниями.

"В рамках административных процедур мы выдавали предупреждения в отношении тех практик, которые противоречат антимонопольному законодательству. И компании, которые их получили, на мой взгляд, отнеслись к ним очень внимательно. Мы видим обратную реакцию и наблюдаем за тем, как эти практики меняются - происходит трансформация взаимоотношений субъектов, что подтверждает работоспособность существующих механизмов регулирования", - констатирует Сергей Пузыревский.

В свою очередь Сергей Беляков из Ozon обратил внимание на то, что в медиа активно продвигается миф, будто маркетплейсы живут в состоянии правового вакуума, получая при этом нечестные конкурентные преимущества, хотя на практике они полностью соблюдают законодательство и признают необходимость внедрения регулирующих норм, соблюдающих интересы всех сторон, вовлеченных в процесс электронной торговли.

При этом существует ошибочное представление о том, что маркетплейсы являются главными проводниками контрафакта, хотя на практике это совершенно не так. Такая продукция способна попадать в любые каналы продаж, поэтому государство активно пополняет перечень товаров с обязательной маркировкой и постоянно проводит эксперименты по ее внедрению во все новых товарных группах.

"Наша позиция в том, что регулирование должно быть. Но в отношении его постоянно звучат тезисы, должно ли оно быть жестким или мягким. Лично я - принципиальный противник оценки качества регулирования тем, насколько оно жесткое или мягкое. Регулирование необходимо, если общественное отношение и поведение игроков того требуют, - подчеркнул Сергей Беляков. - Давайте ответим на вопрос: какова цель этого регулирования? На мой взгляд, она в том, чтобы сбалансировать отношения цифровых платформ и потребителей, поставщиков и продавцов товаров. Но важно понимать, что эти отношения не тождественны тем отношениям, которые складываются в розничной торговле. И самое главное, что мы постепенно приходим к этому пониманию и ведем диалог в отношении соответствующих законодательных инициатив".

Касаясь этой темы, замглавы ФАС Сергей Пузыревский отметил, что существующие правила регулирования работы маркетплейсов в рамках действующего антимонопольного пакета касаются только вопросов конкуренции и никак не регламентируют процесс взаимодействия покупателей, продавцов и цифровых платформ. Он отметил, что такие правила должны появиться в правовом поле, но в их основе может лежать только принцип "не навреди".

"Мы хотим констатировать, что антимонопольное регулирование в отношении маркетплейсов у нас работает, и определенные правила игры уже существуют: нельзя навязывать невыгодные условия игры, дискриминировать продавцов с поставщиками, и так далее. Но, естественно, есть вопросы, которые требуют обсуждения, так как защита покупателей лежит вне антимонопольного законодательства. Регулирование должно быть, но перегибы приведут к тому, что мы просто лишимся этой сферы - хотя не многие страны могут похвастаться хорошими цифровыми платформами. Поэтому мы выступаем за осторожное регулирование, удобное бизнесу и нашим потребителям", - подытожил Сергей Пузыревский.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации