В опросе приняли участие более 1000 предпринимателей, деятельность которых связана с маркетплейсами. Также социологи провели 20 углубленных интервью с продавцами онлайн-площадок.
В исследовании отмечается, что 70% респондентов начали свой бизнес именно на маркетплейсах. Одной из главных причин их популярности среди предпринимателей является доступность. Низкий финансовый и организационный порог для старта позволяет быстро начать продажи. Согласно исследованию, 94% опрошенных считают маркетплейсы наиболее удобным способом начала бизнеса, тогда как лишь 2% предпочитают офлайн-методы.
Маркетплейсы предлагают множество преимуществ: респонденты отметили, что онлайн-инструменты позволяют быстро увеличить аудиторию покупателей, а также облегчают организацию логистики, прием и возврат товара. Кроме того, 90% респондентов считают, что маркетплейсы упрощают проведение платежей и коммуникацию с клиентами. "Преимущество маркетплейсов: простота и надежность - я могу быть уверен в том, что мой товар никуда не пропадет", - так говорят опрошенные предприниматели.
Неудивительно, что две трети продавцов (54%) и свыше 90% владельцев или арендаторов пунктов выдачи заказов (ПВЗ) не рассматривают возможность ухода с маркетплейсов. Переубедить их может только возможное ужесточение законодательства в отрасли - озабоченность такими перспективами выразили более 69% участников опроса.
Особую тревогу вызывают растущие требования к правилам маркировки и сертификации товаров. Предприниматели уже сейчас сталкиваются с рядом ограничений и говорят о необходимости дополнительной поддержки от государства. Сочетание требований закона и оферты маркетплейсов могут сделать ведение бизнеса более обременительным по сравнению с офлайн-форматом. Особенно в случае излишней зарегулированности работы Интернет-платформ.
При таком развитии событий готовность прекратить партнерство с маркетплейсами выразило порядка 30% опрошенных. По мнению предпринимателей, в этом случае наиболее острыми станут проблемы расширения клиентской базы (48%), логистики (32%) и поиска новых торговых площадок (27%).
В целом, если маркетплейсы перестанут существовать, 70% опрошенных намерены продолжить вести бизнес с помощью онлайн-инструментов: через аккаунты в социальных сетях, Telegram-каналы или собственные сайты. Более трети готовы уйти в офлайн, но лишь 18% рассчитывают попасть на полки ретейловых сетей.
По мнению профессора Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Евгения Кожемякина, исследование показывают высокую вовлечённость продавцов в бизнес-процессы и их обеспокоенность перспективами этих платформ. "Маркетплейсы стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в России, способствуют выводу на рынок местных товаров и поддерживают предпринимательские компетенции. Очевидна положительная мотивация продавцов: они демонстрируют желание продолжать вести бизнес на маркетплейсах, масштабировать прибыль и расширять ассортимент несмотря на возможные барьеры", - уверен эксперт.
С такой позицией солидарен и Алексей Клюев, медиатор, партнер и руководитель практик "Банкротство" и "Споры" юридической фирмы Bishenov&Partners. Эксперт убежден, что маркетплейсы представляют собой довольно удобную форму организации взаимодействия продавцов и потребителей. При этом, ввиду существенных масштабов деятельности, между участниками отношений неизбежны споры и конфликты. Поэтому без четких правил не обойтись. Нужны прозрачные требования к организации процессов и меры воздействия за нарушение установленных регуляторных норм.
Рассуждая о приоритетах законодательного регулирования, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ отметил, что четкие правила и защищенность сделок важны и для покупателей, и для продавцов. Поэтому нужно совершенствовать законодательную базу. Например, в ситуациях, когда владелец агрегатора не предоставляет потребителям актуальную информацию о контактах продавца, необходимую для предъявления претензии. Либо не довел до продавца полученную от покупателя претензию. В организации считают, что агрегаторы обязаны проверять достоверность контактов продавцов. "Владелец агрегатора легко мог бы предотвращать такие нарушения прав потребителей посредством соответствующих фильтров в своих программах. То есть блокировать тех, кто дает заведомо ложные контакты", - поясняет Шелищ.
Главная задача нормотворческой деятельности - обеспечить соблюдение интересов и потребителей, и продавцов, и торговых площадок, подчеркивает Алексей Клюев. "Это ключевой момент. Достичь такого баланса возможно при реалистичном и адекватном подходе, основанном как на исследовании статистических данных, так и принятии во внимание мнения непосредственных участников рынка".