В райцентр к врачу не наездишься. И попадают к нему люди уже с запущенными болезнями. Чтобы не доводить до этого, в магазинах "у дома" и почтовых отделениях стали открывать уголки здоровья. Их услуги - бесплатные. "РГ" узнала, как они работают.
Популярная федеральная торговая сеть планирует, что в ее магазинах вместе с Российским Красным крестом региональные отделения "Волонтеры-медики" и работники райбольниц будут каждый месяц проводить консультации на тему здоровья. И не только.
Карелия вошла в десятку регионов, где появятся такие уголки. В магазинах трех селений создадут зоны, где люди смогут измерить давление, получить материалы о профилактике заболеваний и поддержке здоровья. "Мы будет рассказывать, как оказывать первую медпомощь, ухаживать за больными, дадим необходимые рекомендации", - рассказала "РГ" председатель Карельского республиканского отделения "Российский Красный крест" Валентина Полищук. В одном петрозаводском магазине уже опробовали этот формат. Посетителей в уголке - много. "Измерили мне девочки давление. Оказалось, ниже нормы, - говорит Нина Лукконен. - А у меня с утра голова кружилась. Рекомендовали, что делать. Осталась очень довольна". И пожилым жителям отдаленных сел Пензенской области первая меддиагностика стала доступнее. Уголки здоровья уже есть в магазинах двух сел. И это только начало. По словам руководителя проекта "Центры местного сообщества" торговой сети Анны Гусейновой, упор сделан на пожилых людей. В отдаленных селениях - их большинство.
В Татарстане уголки здоровья в двух магазинах - в городке Заинск и поселке Васильево - работают уже три месяца. Как рассказала "РГ" региональный координатор проекта Ольга Загребнева, проектом заинтересовались и сотрудники татарстанской торговой сети. "Спрашивают, когда у нас откроют? - говорит она. - Но пока мы наблюдаем. Увидим, что уголки пользуются спросом, будем масштабировать". В Чувашии таких вопросов не возникает. Два уголка здоровья не пустуют.
Впрочем, не все настроены столь оптимистично. "Это пиар-ход от федерального ритейлера, - считает социолог Анатолий Бодров. - Так он пытается завлечь и удержать пожилых клиентов". Президент "Лиги пациентов" Александр Саверский был не столь категоричен. Его волнует другое. В разговоре с РГ" он настаивал на том, что уголки должны иметь лицензии. "Кроме того, - сказал он. - К тому же есть саннормы, гигиенические правила, врачебная тайна. А кто будет оказывать услуги в уголках здоровья? Сегодня большая проблема с медицинскими кадрами". И все эти вопросы, безусловно, предстоит решать.
Тем временем похожие уголки начали появляться и в почтовых отделениях. Здесь тоже можно изменить температуру, давление и уровень кислорода в крови. В поселке Иншинский Тульской области уже был случай, когда тонометр на почте оказался очень кстати. Удалось вовремя помочь женщине.
А в Самарской области почтальоны стали помогать медикам еще в 2018 году. Почта подписала соглашение с минздравом области. Почтальоны рассказывают о диспансеризации, прививках, учат оказывать помощь до приезда "скорой", записывают земляков онлайн на прием к врачу и даже передают данные о пациенте медикам. И с этой задачей, скорее, социальной, а не лечебной, почтальоны справляются. Эксперты, знакомые с этим опытом, считают, что в таком формате, видимо, и надо развивать новые уголки здоровья.