28.08.2024 11:10
Авто

Готовы ли регионы ПФО перейти на электротакси

Текст:  Алена Селезнева
Российская газета - Экономика Поволжья: №190 (9432)
Минэкономразвития поддержало предложение о внедрении электромобилей в таксопарках. Предполагается, что регионы смогут сами устанавливать как их долю, так и тип машины. Но инициатива еще обсуждается.
/ Правительство Нижегородской области
Читать на сайте RG.RU

В регионах считают, что такое решение должно сопровождаться господдержкой.

Капля в море

Сейчас только 0,5 процента автомобилей такси в России электрические. По данным АНО "Международный Евразийский форум "Такси" за март 2024 года, электромобилей-такси нет в половине регионов. Низкий уровень связан со слабым уровнем развития инфраструктуры. Между тем по сравнению с 2023 годом количество субъектов, в которых началось их внедрение, увеличилось на 17 процентов.

В тройке лидеров по числу "электричек" с шашечками: Нижний Новгород - 385, Краснодарский край - 260, Ростовская область - более 200. Санкт-Петербург и Москва на 4-м и 5-м местах. Среди регионов ПФО электротакси можно встретить в Кировской области, Пермском крае, Татарстане и Удмуртии.

Что будет с такси в России после принятия резонансного закона

Первопроходцы

Нижний Новгород неспроста оказался лидером рейтинга. Масштабный проект был запущен инвестором при поддержке федеральных и региональных властей более двух лет назад.

- Мы первые, кто сделал самый большой электротаксопарк не только в России, но и в СНГ, - рассказал "РГ" Сергей Бугаев, президент Ассоциации таксомоторных перевозчиков Нижегородской области. - Договорились с Роснано о приобретении 180 электроавтомобилей. Была построена инфраструктура.

Но внедрение электрокаров в такси выгодно только при условии господдержки, отмечает он. Это касается и дотаций на покупку машин, и создания зарядной инфраструктуры:

- Если смотреть на этот проект, то плюс-минус, конечно, он нормальный. Там используются автомобили Evolute i-Pro. На них была дотация от Минпромторга. И если весь этот бизнес переложить в деньги, то цифры бьются. Электромобили - это интересно, но инфраструктура готова всего в нескольких городах по стране. Если не будет достаточного количества зарядок - о чем тогда говорить?

Где зарядка?

По информации "Автостата", число публичных электрических зарядных станций (ЭЗС) в России на конец июня превышает 7400. Из них быстрых - 34,5 процента. По данным Минэкономразвития, число регионов, в которых действуют зарядные станции, за год увеличилось с 34 до 65.

Инфраструктура развивается действительно быстро, поэтому зачастую статистика просто не поспевает за реальными цифрами. В Нижегородской области уже более 120 быстрых зарядных станций. В Удмуртии, по информации официальных органов, 38. В 2024 году в республике будет построено еще 40 быстрых ЭЗС благодаря субсидиям, так как регион вошел в число пилотных для создания зарядной инфраструктуры. Инвесторам будут компенсировать часть затрат. На это выделено 110,4 млн рублей из бюджета региона и 89,4 млн - из федерального.

- Уже практически во всех районах Удмуртии есть быстрые станции, - говорит Андрей Орлов, представитель электромобильного сообщества республики. - На данный момент с учетом количества электромобилей в городе и загруженности станций, думаю, 10-20 электромобилей можно добавить в таксопарк. Для большего количества уже потребуется увеличивать число станций.

Минэкономразвития поддержало обязательное использование электрокаров в такси

Исполнительный директор ООО "Национальные зарядные системы", производящего ЭЗС в Сарапуле, Александр Бадриев считает, что для развития сети нужно не только увеличивать число станций, но и уходить от их бесплатного использования:

- В Москве, например, много бесплатных зарядных станций, на которых все пытаются зарядиться по максимуму. До 100 процентов автомобиль заряжается очень долго. От 20 до 80 процентов - за 30-40 минут, а от 80 до 100 процентов - 40-60 минут. Поэтому на таких зарядках зачастую очереди. Если они будут платными, то очередей будет меньше.

Операторы станций также должны внедрить систему бронирования, позволяющую таксистам заранее резервировать время для зарядки, отмечает Александр Бадриев:

- Программное обеспечение, в свою очередь, не должно предлагать новые заказы водителям при уровне заряда батареи ниже 20 процентов и направлять их на ближайшую забронированную станцию. Это касается мегаполисов типа Москвы и Санкт-Петербурга, а в городах поменьше достаточно обеспечить таксистам только ночную зарядку и возможность подзарядки в дневное время, особенно в период спада заказов.

На чем едем

Имеет значение и цена автомобиля. По словам Сергея Бугаева, для такси стоимость авто не должна превышать 2 млн рублей:

- Evolute с госсубсидиями получается в районе 1,7 млн. Новый калининградский "Амберавто" - это чисто "электричка", не переделанная из ДВС, как Evolute. Цена без компенсации 3,5 млн. Это очень дорого. Если не будет поддержки никакой от государства, вряд ли они выстрелят.

Рассекречены примерные цены на электромобиль "Атом"

Перспективы для такси-электромобиля e-Largus, который должен пойти в Ижевске в серию до конца III квартала, экспертам пока сложно оценить. Как сообщили "РГ" в пресс-службе АвтоВАЗа, "Largus сам по себе - автомобиль, максимально приспособленный для перевозки до семи человек в зависимости от версии. Технические характеристики "е-Ларгуса" создавались в том числе с оглядкой на средний дневной пробег такси в условиях мегаполиса". Но ни дата выхода на рынок, ни цена еще неизвестны. Андрей Орлов также считает, что пока для такси в эконом-сегменте оптимальна только одна модель - Evolute i-Pro.

- У китайских производителей много моделей для такси, в том числе для комфорта и премиум-сегмента. Но заградительные пошлины не позволяют ввозить такие машины для бизнеса. В теории на любой машине можно таксовать. Но что касается того же "Ларгуса" - универсал, конечно, не самое комфортное решение для такси.

Срок службы

Еще одной сложностью Сергей Бугаев называет то, что никто пока не знает реальные сроки эксплуатации электромобилей - что делать с батарейкой, когда она закончится. Также неясно, что делать с электропарком потом. Бензиновые авто таксопарки продают спустя определенное время. Их стоимость на рынке понятна - ясно, сколько автомобиль еще прослужит. А вот с электрическими все не так просто.

- Покупать, конечно, будут. Но это вопрос цены. Все нужно перекладывать в деньги и считать. Так что это задачка с несколькими неизвестными, - резюмирует эксперт.

В Санкт-Петербурге дети и внуки купили 68-летней женщине автомобиль "Тесла"

На практике

Константин работает в такси в Ижевске с октября 2023 года. С декабря пересел на Evolute, который арендует в таксопарке. Это вышло случайно - других свободных машин на тот момент не было. По стоимости аренды он обходится так же, как и бензиновые. Но значительно экономичнее:

- У меня одной зарядки в теплое время хватает на 300 км. Выходит 500 рублей. Если брать ДВС из расчета 50 рублей за 92-й бензин, 10 литров расход - на те же 300 км это 1500 рублей.

Заряда хватает на 10-11 часов. Но зимой батарея "просаживается" - на одной зарядке машина проходит примерно 200 км. Также электромобили требуют меньше обслуживания. Плюс они более комфортны для пассажиров - нет вибрации, лишних шумов и запахов в салоне.

Главным минусом электрокаров для таксистов остается долгая зарядка: летом - около часа, зимой - два или два с половиной, объясняет Константин. Но при этом сложностей он не испытывает, хотя считает, что для развития электротакси станций должно быть больше. Нет проблем и с поездками в соседние города - во многих из них уже появились зарядные станции.

Между тем пока идея принудительного внедрения электромобилей в такси не кажется ему перспективной. Прежде всего из-за того, что парки предпочтут бюджетные машины. Покупка более дорогих моделей может оказаться нерентабельной, особенно в небольших городах:

- Коллега у меня проезжает на одной зарядке 380 км, я - 300. Есть машина, которая проезжает только 180, максимум 200 в теплую погоду. Хотя они все были закуплены одновременно, собраны на одном и том же заводе. И для водителей аренда большая, и в парке деньги надо где-то найти. Тем более у нас город маленький - нет ни бизнес-, ни VIP-такси.

Другой таксист из Удмуртии, Василий Уткин, ездит на бензиновой машине и к новой инициативе относится настороженно:

- Предложение неплохое, но способы воплощения вызывают много вопросов. Таких таксопарков, как в советское время, сейчас нет. Есть парк автомобилей, которые сдаются в аренду. Будут ли их хозяева выполнять требования или им проще раздробиться на малые предприятия и проигнорировать обязательные указания? А что с такими, как мы, самозанятыми? Хочется подробностей и разъяснений, но до, а не после принятия закона.

Легковые авто Общественный транспорт Удмуртия