"Людям же не платят по 24 часа в сутки, так и работать по 24 часа в сутки они не обязаны", - эта формула премьер-министра страны Энтони Альбанезе, конечно, не могла не найти отклик в сердцах австралийцев. "Это вопрос психологического здоровья", - считает политик, рассчитывающий, что это приведет к росту производительности труда.
А вот владельцы бизнеса думают, что выйдет ровно наоборот. Их такая перспектива застигла врасплох, отсюда и острая критика документа. Тем более в нем есть пространство для трактовок. Так, запрещены лишь "необоснованные звонки", а экстренный вызов допускается, хотя закон не дает четких определений на этот счет.
Проблема звонков в неурочное время особенно остро стала проявляться в годы после пандемии, за время которой многие привыкли к стиранию границ между офисом и домом. Аналогичное законодательство уже принято в ряде стран, но его эффективность разнится.
Франция: избавить людей от "электронного поводка"
Франция стала одним из первопроходцев в этой сфере еще с 2017 года. Приняли закон после опросов, которые показали, что 60% французов поддерживали инициативу, а также на основе рекомендаций врачей и психологов. По аргументации министерства образования, работники находились в постоянном стрессе, что негативно сказывалось на производительности труда, а значит, и на показателях компаний и предприятий. В итоге страдала экономика страны.
Поначалу мера коснулась компаний со штатом более 50 человек, затем планка была понижена до 11 человек. Работодателям настойчиво рекомендовано обговорить с персоналом условия и способы ограничить, а лучше совсем исключить вторжение профессиональных обязанностей в частную жизнь сотрудников. При отказе вести переговоры по этой проблеме компанию могут оштрафовать на 3750 евро (377 тыс. рублей) или даже на 1% годового фонда оплаты труда компании.
Но до сих пор нормы закона выполнила лишь четверть фирм. И даже в них не все так просто. Так, в крупнейшей французской консалтинговой компании Mazars, по словам начальницы отдела кадров Жюли Рекальд, на 56% электронных писем, отправляемых руководством во внеурочное время, подчиненные так или иначе реагируют. И это несмотря на то, что в компании существует система, которая автоматически предупреждает, если кто-то пытается нарушить правило "отсоединения".
И вот еще что важно. Многие служащие, как считает адвокат по вопросам труда Пьер Шевияр, не отказываются реагировать на звонки и почту начальников из-за боязни испортить с ними отношения, попасть в число малоинициативных, что может сказаться на их продвижении по службе.
Италия: сотрудники должны иметь право на отдых
В Италии "право на отключение" от работы прописано в документах уже несколько лет. Сотрудников запрещено дискриминировать, если они недоступны вне рабочего времени.
Но применение закона все еще сопряжено с рядом проблем, по большей части из-за того, что местное законодательство не устанавливает ни конкретных сроков, ни жестких правил. Так, право на отключение от работы определяется индивидуальными соглашениями между работником и работодателем, потому условия отключения могут варьироваться от случая к случаю.
К примеру, крупнейший производитель пасты Barilla, а также коммуникационная компания Vodafone выступают за баланс между работой и личной жизнью. В некоторых итальянских вузах решили пойти еще дальше, установив дни, свободные от использования электронной почты.
В случае нарушения права на отключение сотрудники могут обратиться в профсоюзы или компетентные органы. Но это в теории, а на практике, как признают эксперты, отсутствие законодательной базы часто приводит к неверной интерпретации закона, который нередко трактуется не в пользу работника. Ситуация усугубляется еще и из-за того, что ввиду отсутствия надзора сложно проверить, соблюдается ли эта норма на самом деле или "бесправного" сотрудника ставят в такие условия, что он фактически должен быть на связи 24/7.
Аналогичные законы действуют в Бельгии, Испании, Португалии, а также многих странах Латинской Америки. В США с их культом переработок и невысокой социальной защищенностью работников, как отмечает аналитический ресурс axios.com, такого закона нет и не предвидится.
Николай Пантелеев, директор Алтайского филиала ПАО "Россети Сибирь":
- Ахинея какая-то. Для нас это абсолютно неприменимо. В работе энергетиков время от времени случаются форс-мажорные обстоятельства - и что, ждать, когда у необходимых в конкретной ситуации работников наступит новый рабочий день? А жителям сидеть на выходных без света?
Ирина Чанцева, владелец сети бутиков женской одежды, Барнаул:
- Я вообще никогда не звоню - пишу в мессенджере. И в нерабочее время, естественно, тоже пишу, если есть необходимость. Что касается управляющих, то они со мной на связи в режиме 24/7, продавцов же стараемся не беспокоить.
Андрей Мисюра, глава Екатеринбургского объединения Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей:
- Инициатива не совсем подходит для России, с нашим менталитетом и культурой труда. Запрет звонить сотрудникам в нерабочее время - это ограничение прав работодателя. Бывают срочные задачи, которые требуют урегулирования "прямо сейчас". Другое дело, когда руководитель этим злоупотребляет. Но это уже индивидуальные ситуации и, скорее, из ряда вон выходящие, неадекватность отдельных людей. С этим нужно бороться, но делать это должны сами сотрудники. И принимать решение: работать ли с руководителем, который может постоянно звонить и вызывать в любое время.
Владимир Смирнов, учредитель торгово-развлекательних центров, Екатеринбург:
- Отрицательно отношусь к этой инициативе. Не стоит воспитывать инфантилизм у работников, которые и без того часто требуют неукоснительного исполнения своих прав, но не всегда ответственно выполняют трудовые задачи. Предприятие - это живой организм, который часто сталкивается со сложностями независимо от времени суток. От оперативности и эффективности решения таких вопросов в конечном итоге зависит благополучие его сотрудников.
Тевос Манукян, предприниматель, Ростов-на-Дону:
- У меня общепит. Я начинал еще в 1990-е, и мне нужна была команда, которая в любое время могла начать работу по моей просьбе. Это был вопрос выживания бизнеса. Сейчас все гораздо цивилизованнее. Но я все равно звоню сотрудникам, если нужно что-то уточнить или кого-то подменить. Привычка. Наверное, плохая. Но повара не возмущаются и не отказывают, если надо что-то приготовить в выходной. Официантки, посудомойщицы - тоже. Ведь я приплачиваю им. А попробуй позвонить офисному работнику. Он недоволен, у него строгий рабочий день. Молодежь вообще не видит берегов.
Подготовили Сергей Зюзин (Барнаул), Ольга Фаткуллина (Екатеринбург), Марина Бровкина (Ростов-на-Дону)