Всему виной закон, регулирующий рынок такси, который начал действовать только год назад. Закон установил для водителей такси полисы ОСАГО с тарифом для перевозчиков, которые обходятся в несколько раз дороже, чем для обычных автомобилистов. Самозанятые были ограничены в самостоятельной работе, их деятельность возможна только через таксопарки. Также была введена обязанность ежедневных медосмотров и техосмотров.
"Не все те, кто ездили на такси год назад, зарегистрировались в новых условиях, и продолжили вчерную оказывать услуги", - говорит Гусев. Это приводит к тому, что вызвать такси становится сложнее. "Я зашел в две группы в Telegram в Якутске, там 35 тысяч человек, и можно без налогов, без всего заказать такси. 35 тысяч человек в Якутске - это каждый десятый. И такое происходит по всей стране", - рассказал Гусев. С нелегальными такси сталкивались и другие депутаты. "В одном из регионов я попробовал вызвать "Яндекс-такси" - невозможно. А нелегальная машина через 10 минут приехала" - поделился своей историей депутат ГД Ярослав Нилов.
Депутаты пришли к выводу, что закон оказал негативное влияние на рынок. Федеральный закон упорядочил и легализовал деятельность крупных таксопарков и агрегаторов. Но большинство самозанятых таксистов соответствовать новым нормам регулирования не смогли. В общей сложности речь идет о 2,5-3 млн самозанятых, сообщил Александр Демин, председатель комитета ГД по малому и среднему предпринимательству.
"Закон выталкивает с рынка в основном людей, которые работают на своих машинах", - говорит Валерий Корнеев, председатель АНО "Союз пользователей цифровых платформ Цифровой мир". К примеру, требование работать на машинах с определенным окрашиванием на кузове увеличивает расходы таксиста на 40 тысяч рублей при изменении цвета пленкой и на 100 тысяч при использовании краски. Требование ежедневно проходить техосмотр и медосмотр невыполнимо, так как нет соответствующей инфраструктуры. Для самозанятых таксистов - это невыполнимая задача, но и таксопарки сегодня - это просто пункты проката машин такси, в которых врач не осматривает таксистов каждый день перед сменой, рассказывает Гусев.
Изменения сказались на стоимости такси. За год они выросли в два раза, и еще могут вырасти еще на 30% до конца года, по данным Общественного совета по развитию такси. На цены влияет не только новый закон, но и износ машин ушедших брендов и дефицит таксистов при росте заказов. Но главная причина - это введение ОСАГО для таксистов по тарифам для перевозчиков, которые существенно выше, чем те, что установлены для обычных автомобилистов.
Сложившаяся ситуация заставляет законотворцев вернуться к обсуждению вопроса о регулировании. В первую очередь решения вопросов с медосмотрами без ущерба для безопасности движения. Так как сегодня машины такси попадают в ДТП в семь раз чаще обычных, отмечает председатель комитета ГД РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. А также предстоит устранить монополию крупных перевозчиков.