23.09.2024 20:41
Общество

Полярники рассказали о маршрутах своего дрейфа и предстоящих исследованиях

Текст:  Татьяна Тюменева (с борта ЛСП "Северный полюс")
Российская газета - Федеральный выпуск: №214 (9456)
Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" с новой полярной экспедицией на борту миновала Баренцево море и идет по Карскому. Качка усилилась, но это не мешает работать. Продолжаю знакомиться с участниками экспедиции "Северный полюс-42" (СП-42), они рассказывают о своих предстоящих исследованиях на льдине.
Полярники надеются, что дрейф начнется севернее Новосибирских островов и пойдет вдоль хребта Ломоносова. Есть еще два варианта. / Татьяна Тюменева
Читать на сайте RG.RU

Активная подготовка к ним идет в лабораториях судна. Распаковывают оборудование, проверяют, чтобы, прибыв к месту дрейфа, как можно раньше приступить к работе. В лаборатории подводных исследований готовят телеуправляемые подводные аппараты, которые фактически заменят собой водолазов. Это оборудование позволяет изучать "обратную сторону" льдины.

"С их помощью, - рассказывает научный сотрудник Арктического и антарктического НИИ Степан Хотченков, - мы проводим исследования, которые невозможно получить с помощью бурения. Нас интересует распределение льда в торосах, процессы, которые с ним происходят при формировании в зимний период, а весной - как вытаивают глыбы льда и насколько быстро оказывают влияние изменения потоков тепла". Степан демонстрирует на экране записи подводной съемки льдины. Явно видны зеленые водоросли. "Процессы, происходящие со льдом, - продолжает он, - важны для понимания взаимодействия атмосферы и моря. И в конечном итоге они касаются климатической ситуации, происходящей сейчас в Арктике".

Для дрейфа полярникам нужна льдина толщиной полтора-два метра. Мечтают найти ледовое поле площадью 10х5 километров. И верят, что им повезет

Будут полярники изучать и дно Ледовитого океана. Об этом рассказала руководитель группы геологов Елена Миролюбова. Она, кстати, единственная женщина из научного состава, которая будет дрейфовать. "Четких данных по составу донных осадков океана, - поделилась Елена, - катастрофически мало. Системное изучение началось только с СП-41 и сейчас будет продолжено. Нужно отобрать пробы на огромной глубине и подготовить их к анализу". Чтобы понять, как идет циркуляция вод и льдов, как перемещаются донные осадки. Полученная информация нужна в самых разных направлениях, в том числе касающихся природы среднеокеанских хребтов. А это напрямую связано с очень острой темой современности: уточнением внешней границы континентального шельфа РФ.

Василий Леонтьев - ученый из Томского государственного университета, будет изучать зоопланктон океана с помощью уникальной установки - зонда на основе цифровой голографической камеры. Аналогов в мире нет. Создан он командой ученых университета, которые дистанционно будут принимать участие в исследовании.

Диета для полярников: в дорогу взяли почти 11 тонн овощей и мяса

Зонд будут погружать на глубину 30-50 метров, и он начнет регистрировать фиксированный объем воды вместе с планктоном. Причем регистрация будет сделана в виде цифровой голограммы, что даст возможность получить огромный массив информации в виде всего одного голографического кадра. Дальше просто - кадр передается в вычислительный центр, где его расшифровывают.

При этом в цифровом виде восстановят изображение всех частиц, находящихся в конкретной пробе воды. То есть можно будет подсчитать, сколько в ней содержится планктона. Полученные данные направят с помощью спутниковой связи на материк. Уже через сутки после погружения зонда в майну команда ученых из Томска их получит.

Чем нам интересен планктон? "Это же индикатор загрязнений, связанных с деятельностью человека, - объясняет Василий Леонтьев. - Мы уже проводили исследования в водоемах и выяснили - планктон чутко реагирует даже на соль. Так что его индикация может быть использована для раннего выявления загрязнений, мониторинга окружающей среды".

Также ученых интересует, как питается планктон, находясь подо льдом и в условиях полярной ночи. Ведь известно, что "ест" он в строго определенное время, ориентируясь на Солнце. Питание у крошечных организмов двухразовое: с восходом Солнца и через 12 часов после него.

Но прежде чем начать все запланированные исследования (их значительно больше, чем я рассказала), надо найти подходящую для дрейфа льдину. "Предварительно объекты уже найдены путем анализа спутниковых снимков, - сообщил начальник СП-42, научный сотрудник отдела океанологии Арктического и антарктического НИИ Александр Ипатов. - Промежуточные результаты получим после облета на вертолете. А конечные - когда будем высаживаться на выбранные льдины и бурить лед. Если окажется толщина полтора-два метра - это отличный результат. Конечно, хотелось бы иметь хорошее ледовое поле площадью 10х5 километров, но вряд ли такое найдем. Впрочем, как повезет. От удачи тоже многое зависит".

Во льдах Арктики можно вылечить зуб и удалить аппендикс

А еще, уверяли меня участники похода, одна из составляющих успеха экспедиции - хорошая кухня. Недаром полярники задолго до отплытия интересуются, кто пойдет поваром. Бывало и вовсе говорили: "Если поваром такой-то, то я с ним на любой край Земли". Анжела именно такая.

Нынешний камбуз - настоящий цех с современным оборудованием, работающим на электричестве. Так что приготовить здесь можно практически все. Шеф-повар Анжела Царева жарила на огромной сковороде свиные отбивные. По питанию судно "Северный полюс" полностью автономно в течение года. Потом будут довозы продуктов, прежде всего фруктов и овощей. Полярники очень любят выпечку. "Особенно предпочитают беляши с мясом, пирожки жареные, разную сдобу", - говорит со знанием дела Анжела, ведь она кашеварит на борту судна уже вторую экспедицию. В особом почете у полярников - картофель жареный, шашлыки и яичница.

Варианты будущего дрейфа

Александр Ипатов, начальник СП-42:

- Есть надежда, что будем двигаться от точки высадки (севернее Новосибирских островов) вдоль хребта Ломоносова. В итоге - в сторону Шпицбергена и пролива Фрама.

Менее интересен другой вариант - повторение дрейфа СП-35. С дрейфом станции все было в порядке, но она двигалась вдоль кромки шельфа. И были сложности с белыми медведями.

И еще менее желаемый сценарий - попадание льдины в так называемый антициклонический канадский круговорот. Это движение в сторону Канады и США, что повлечет уже другие вопросы.

Начальник СП-42 Александр Ипатов рассказал о трех сценариях дрейфа экспедиции
Наука Мурманская область