24.09.2024 19:50
Технологии

Как ИИ меняет индустрию моды

Текст:  Юлия Гуреева
Российская газета - Федеральный выпуск: №215 (9457)
С каждым годом растет число сфер, в которых применяется искусственный интеллект (ИИ). Не обошел он стороной и креативные индустрии, в том числе моду. Уже сейчас нейросети справляются с обязанностями дизайнеров, стилистов и даже аналитиков в этой области, а в будущем присутствие технологии будет только нарастать, уверены эксперты.
Виртуальная примерочная поможет подобрать одежду и обувь. / ronstik / iStock
Читать на сайте RG.RU

"ИИ радикально меняет индустрии, в том числе моды и ретейла, обеспечивая новые уровни эффективности, персонализации и автоматизации, которые были немыслимы всего несколько лет назад. Мы наблюдаем конвергенцию технологий ИИ по всей цепочке создания стоимости - от дизайна и производства до розничной торговли и обслуживания клиентов",- рассказал директор компании-резидента "Сколково" "Тексел" Максим Федюков.

По его словам, одна из ключевых тенденций здесь - рост персонализации на основе ИИ. Современный потребитель требует не просто продукт, а что-то, что адаптировано под его уникальные предпочтения. Технология же анализирует огромный набор данных - от измерений тела до истории просмотров - и рекомендует одежду, которая подходит человеку и соответствует его стилю. Например, Lamoda запустила в своем приложении виртуальную примерочную, в которой можно "примерить" обувь, а Ozon тестирует генератор снимков одежды на виртуальной модели для карточек товаров.

Еще одно направление - прогнозирование того, какие стили будут популярны среди покупателей. Для этого изучаются исторические данные, тенденции, а теперь и отзывы клиентов. Бренды могут создавать больше продуктов, которые соответствуют предпочтениям потребителей, тем самым сокращая отходы от нераспроданных запасов и обеспечивая более устойчивые методы производства, добавил Федюков. Этот инструмент называется трендвотчинг, уточнил руководитель направления ИИ холдинга Т1 Сергей Голицын: продвинутая аналитика и предиктивные системы помогают компаниям определять тренды, а нейросети - реализовывать их на практике. К примеру, американский Vogue попросил цифрового художника Зака Кревитта создать нейроинтерпретации тенденций мужских показов осень-зима 2023. Он также сотрудничал с лукбуком бренда Outlier: Кревитт заменил лица моделей на изображения футуристических пришельцев, созданных при помощи нейросети, а дизайнер Вилли Норрис сделал на их основе маски, которые потом использовались в показе, и напечатал пледы с кадрами из лукбука. Доцент Пусанского национального университета Юн Кен Ли в своем исследовании говорит, что разработанные ИИ дизайны можно использовать и в обучении людей, которым не хватает опыта в этой области. Он уверен, что нейросети способны стать полезным инструментом: они снижают порог входа в образование в сфере моды и дают возможность проявлять себя даже тем, кто не умеет рисовать.

В индустрии моды ИИ занимается и визуальным поиском, добавил Федюков. Вместо того чтобы вручную искать одежду, пытаясь подобрать нужное описание, достаточно отправить системе, например, кадр из фильма с любимой актрисой или картинку из интернета, и нейросеть покажет похожие вещи.

Искусственный интеллект стал рассуждать и имитировать человеческую логику

Другая важная роль ИИ в индустрии моды - автоматизация логистических процессов и управление цепочками поставок, говорит президент корпорации "Синергия" Вадим Лобов. Здесь ИИ применяют для прогнозирования спроса с целью более эффективного управления производственными мощностями и сокращения издержек.

Среди других задач ИИ Голицын выделил разработку новых узоров и моделей одежды, полную генерацию фотографий без проведения фотосессии и даже оптимизацию расписаний фотомоделей с учетом их графиков.

Что касается влияния ИИ на индустрию моды, то в ближайшие пять лет оно будет только расти. В частности, по мнению Лобова, ожидается глубокая интеграция виртуальной и дополненной реальности в процесс выбора одежды, что должно снизить количество возвратов, увеличить лояльность клиентов и в результате стать нормой для онлайн-шопинга.

"ИИ будет управлять виртуальными примерочными, где потребители смогут примерять одежду, не выходя из дома, визуализируя, как одежда сидит на их теле в режиме реального времени", - полагает Федюков.

Вадим Лобов предположил, что будет активно развиваться идея "умной моды", то есть одежды, меняющей свои функции в зависимости от предпочтений человека или внешних условий. Уже сейчас компании разрабатывают ткани с интегрированными сенсорами - они меняют цвет или подстраиваются под температуру тела.

Большую роль ИИ сыграет и в производстве: он будет оптимизировать и раскрой ткани, и пошив одежды.

"Работа ИИ в прогнозном проектировании и производстве по требованию полностью изменит то, как создается одежда, приближая нас к миру, где массовая кастомизация является нормой", - полагает Федюков. Кроме того, индустрия достигнет суперперсонализации, когда ИИ будет анализировать поведенческие модели, предпочтения, погоду, культурные тенденции и многое другое и на основе этого предугадывать потребности людей до того, как они их узнают.

"Представьте себе мир, в котором ваш гардероб постоянно обновляется вещами, которые не только подходят вам по размеру, но и идеально соответствуют вашему меняющемуся личному стилю и доставляются именно тогда, когда они вам нужны", - добавил собеседник.

При этом сейчас есть опасения, что технологии заменят настоящих работников, но эксперты заявили, что это вряд ли произойдет.

"Это маловероятно, поскольку сейчас все проекты, реализованные с помощью технологии, выполнены при участии творческих специалистов", - напомнил Голицын.

Более того, в будущем дизайнеры станут работать "рука об руку" с ИИ, считает Федюков.

Более половины пользователей готовы доверить рутинные задачи искусственному интеллекту
Нейросети