Более половины пользователей готовы доверить рутинные задачи искусственному интеллекту

Доступность искусственного интеллекта (ИИ) в прошлом году выросла настолько, что он превратился в "игрушку". В результате на второй план отодвинулась повестка внедрения этих технологий в такие значимые сферы, как промышленность, медицина, логистика и сельское хозяйство, а на первое место вышло его применение в рутинных задачах.

Так, например, 56% пользователей доверяют ИИ поиск и систематизацию информации в интернете, а 46% - выполнение домашних дел. В это же время передать ему управление транспортом готовы только 13%, а проведение операций роботом-хирургом - 7%, говорится в исследовании компании "Макушева и партнеры" и Online market intelligence.

"При этом уровень понимания технологий, их возможностей, ограничений и рисков растет год к году. И вместе с тем снижаются опасения по использованию данных технологий и приходит осознание, что ИИ имеет свою зону применимости и эффективности", - уверен директор направления "Цифровая трансформация отраслей" АНО "Цифровая экономика" Алексей Сидорюк.

В ближайшие 15-20 лет, по словам владельца продукта и R&D в компании ARHITEX Антона Малышева, остро встанут вопросы оценки восприятия людьми результатов работы ИИ и доверия к нему.

В исследовании сказано, что 35% респондентов являются "техноромантиками", то есть людьми, которые верят в ценность технологий и науки для развития общества. На второе место попали "техноскептики" (33%), которые довольно сильно опасаются высоких технологий, а на третье - "равнодушные" (32%), невидящие ни ценности ИИ, ни его опасности.

Недоверие людей к технологиям, отметили исследователи, в первую очередь связано с несовершенством самих решений. На фоне слабого понимания принципов работы ИИ (только 15%, по самооценке, понимают, как устроен ИИ) и все еще недостаточного опыта его применения среди респондентов распространена настороженность по отношению к технологиям. Негативные стереотипы о технологиях: их несовершенство, риск сбоев, возможность недобросовестного использования, негативное влияние на общество – зависимость человека, ослабление социальных связей. 45% согласны с тем, что технологии и данные пользователей легко могут попасть не в те руки и использоваться во вред, 41% - что ИИ может повести себя непредсказуемо, 48% - что что люди могут стать зависимыми от технологий и потерять способность самостоятельно решать проблемы

"В сферах, где потенциальный ущерб из-за неверного решения высок, человек признается более надежным по сравнению с машиной", - говорят исследователи.

Также есть страх перед возможностью недобросовестного использования технологий. Вероятно, именно по этой причине респонденты больше готовы читать созданные ИИ обзоры, выжимки информации с сайтов и рекомендации, чем рассказы, романы и исторические статьи.

"Барьер в принятии технологий может быть выше там, где от человека требуется большая вовлеченность в прослушивание, чтение, просмотр произведения. Музыка может быть фоновой, а изображения можно просматривать, не затрачивая слишком много времени. Однако фильм или книга требуют вовлеченности и времени, соответственно, должны нести большую ценность", - объяснили исследователи.

Между тем многие люди не всегда сознательно использует ИИ в повседневной жизни, считает главный редактор "Рейтинга Рунета" Анатолий Денисов. К примеру, когда музыкальный сервис рекомендует трек, создается впечатление, что программа идеально разбирается в музыкальных вкусах каждого пользователя.

"В таких случаях в интерфейсах приложений обычно ничего не написано про ИИ, но его технологии уже встроены и работают "под капотом"", - подчеркнул он.

Эксперт также добавил, что пока осознанное использование, как правило, сводится к двум сценариям: генерация изображений и работа с текстом.