"Саммит в Казани действительно является развилкой или новым этапом в развитии БРИКС, поскольку он впервые собирается в расширенном составе после первого года участия пяти новых членов (с 1 января 2024 года Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Эфиопия стали полноправными членами БРИКС - прим. "РГ"). Таким образом, первая задача саммита - подвести итог этапа вхождения новых членов БРИКС, того, как они научились взаимодействовать с основателями БРИКС и что в результате получилось", отметил профессор Толорая.
По его словам, сегодня БРИКС является очень модной тенденцией и есть склонность несколько гипертрофировать значение саммита, а также ожидать от него судьбоносных и феерических решений. "Наверное, надо быть более трезвыми в оценках и понимать, что работа ведется постоянно и долговременно. Поэтому сенсационных заявлений ожидать не стоит", - сказал собеседник "РГ".
Вместе с тем, согласно его мнению, есть ряд имеющих большое значение обстоятельств.
"Важных моментов два. Во-первых, это определение БРИКС в современном мире и его роли как фактора и агента изменений мирового порядка в направлении становления полицентричного мира. Теперь эту позицию через механизм БРИКС разделяет не только пять крупнейших государств, но с учетом того, что БРИКС стал платформой глобального Юга и Востока, голос объединения в мире стал гораздо более весомым, - пояснил Георгий Толорая. - Во-вторых, это вопрос о расширении БРИКС и его взаимодействии со странами-аспирантами, которых сейчас уже около 40. Очевидно, что главным событием на саммите станет формирование категории партнеров БРИКС и критериев участия в этом объединении в таком качестве. В Казани будет наконец определено, каким образом БРИКС будет вовлекать в свою орбиту интересующиеся страны. Ясно, что полномасштабное участие требует от них очень многого и, возможно, нужно начать с менее обязывающего формата взаимодействия для того, чтобы в дальнейшем решать вопрос о присоединении ко всем направлениям деятельности БРИКС. Партнерство, напомню, может предполагать участие только в некоторых направлениях работы объединения".
Еще один важнейший вопрос, по словам профессора ИКСА РАН, связан с финансами.
"Собственно, БРИКС затевался в качестве инструмента для защиты незападных стран в условиях финансово-экономического кризиса 2008 года. И главным содержанием его деятельности на первом этапе работы была именно попытка защиты своих интересов, формирования консолидированной позиции в рамках существующей финансовой системы мира. К сожалению, глобальная система управления финансовыми потоками оказалась нереформируемой. Здесь страны БРИКС не добились какого-либо значимого успеха ни в реформировании МВФ, ни Всемирного банка, ни других институтов, которые только называются международными, но фактически находятся под контролем Запада. БРИКС был вынужден двигаться в сторону формирования собственной финансовой системы расчетов в национальных валютах между странами объединения и предложения на этот счет будут сделаны на саммите в Казани. Как раз то, что будет сказано о новой платежной системе БРИКС, на мой взгляд, будет наиболее впечатляющим итогом саммита. Ведь эта инициатива сегодня вовлекает значительное число стран и является новым словом в становлении подлинно демократичной системы глобального управления", - отметил Георгий Толорая.
Казань готовится к саммиту БРИКС