28.11.2024 17:40
Экономика

Правительству удалось вдвое сократить сроки выдачи разрешений для бизнеса

Текст:  Сергей Болотов
Сроки лицензирования и выдачи разрешений для бизнеса в России сократились в два раза - таков промежуточный результат эксперимента по оптимизации, который правительство проводит с 2021 года совместно с представителями общественности и бизнеса. Об этом статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев рассказал на совещании в Общественной палате РФ.
/ Сергей Бобылев/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В ходе этого эксперимента 413 услуг для людей и бизнеса перевели в онлайн, а сбор множества справок был автоматизирован.

Бизнесу посоветовали поспешить с оспариванием кадастровой оценки имущества

В итоге срок оказания таких услуг сократился в среднем с 43 до 21 рабочего дня, а перечень необходимых для их получения документов уменьшился примерно с 8 до 4 документов. Более 1500 документов у заявителей теперь не запрашивают вовсе, так как они уже есть в распоряжении государства и дополнительно их предоставлять не нужно, а 8 услуг переведены на уведомительный порядок.

"Совершенно точно получение разрешений занимает теперь меньше времени и необходимо совершенно другое количество документов", - сказал замминистра. В проекте участвуют 44 федеральных органа власти, 2 госкорпорации, 43 группы от экспертного и делового сообщества, а его куратором выступает вице-премьер - руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко.

Для тех случаев, когда предприниматели все же сталкиваются с бюрократическими препятствиями, правительство предусмотрело процедуру досудебного обжалования. Раньше для этого требовалось обращаться в суд, а теперь заявителю для подачи жалобы достаточно компьютера, интернета и нескольких кликов мышкой. Получив ответ на портале на поданное ранее заявление, он нажимает кнопку "Обжаловать" и все необходимые поля предзаполняются автоматически - остается только написать, с чем именно человек не согласен.

"За первые 11 месяцев подано более 3500 жалоб. Для нас досудебное обжалование - это не только экономия времени и сил пользователя, которому не нужно будет идти в суды. Это важнейший источник обратной связи, тем более что при отказе в получении разрешения органы указывают обязательные требования, которые не соблюдены заявителем", - подчеркнул Алексей Херсонцев.

Малый и средний бизнес получил почти 800 млрд руб. кредитов с господдержкой

В следующем году по поручению Дмитрия Григоренко важным направлением работы станет улучшение качества предоставления услуг в электронном виде, повышение востребованности электронных сервисов, тиражирование лучших практик и оценка усилий ведомств по совершенствованию процессов разрешительной деятельности.

"Для закрепления результатов эксперимента на постоянной основе правительством в Госдуму внесен проект федерального закона, который предусматривает оптимизацию и автоматизацию процессов по более чем 100 услугам в сфере разрешительной деятельности. Эту работу продолжим по другим услугам из эксперимента в 2025 году", - отметил Алексей Херсонцев.

В Общественной палате по результатам обратной связи с предпринимателями результаты эксперимента оценивают положительно, заявила секретарь ОП РФ Лидия Михеева. "Первые отзывы, которые мы получаем от представителей предпринимательского сообщества, говорят о том, что стало легче и проще во многом", - передает ее слова корреспондент "Российской газеты".

"Будем на основе обратной связи смотреть, где бизнес продолжает использовать бумажные документы. Для нас это означает, что при переводе оказания услуг в электронный вид мы что-то сделали не очень удобным, и необходимо заново прорабатываем эти моменты", - добавил Алексей Херсонцев.

После оптимизации процесса выдачи разрешений предпринимателям стало проще открывать такие бизнесы, как, например, аптеки, логистические центры или частные школы, прокомментировали "Российской газете" в Аналитическом центре при правительстве РФ. Такого рода организации должны обязательно проходить проверку на безопасность оказания услуг, но при этом контроль не должен мешать развитию дела.

Юристы разъяснили новые правила уплаты бизнесом НДС

"Раньше для открытия такого бизнеса требовалась масса бумаг, а теперь их минимальное количество, буквально несколько самых необходимых документов. Несколько больше предпринимателю потребуется собрать, если он хочет заниматься, скажем, утилизацией опасных грузов, но и в таких случаях бюрократии стало меньше. Что касается досудебного обжалования, то эта процедура не только позволяет проходить самые сложные места, но и разгружает суды, что позитивно сказывается на общих сроках рассмотрения дел", - заключил представитель Аналитического центра.

Бизнес