04.12.2024 19:01
Культура

Театр на Васильевском представил спектакль "Жертвоприношение" по Тарковскому

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Галина Зальцман выпустила премьеру в Театре на Васильевском - "Жертвоприношение" по сценарию Андрея Тарковского. Спектакль стал большим событием в Петербурге - о нем говорят, на него пошли поклонники режиссера, киноманы, для которых поход в театр - вообще уникальное происшествие.
/ Владимир Постнов / Театр на Васильевском
Читать на сайте RG.RU

История одной самой обыкновенной семьи, оказавшейся на краю катастрофы. Что сделать, чтобы избежать войны? Кто может остановить неизбежное? Чем пожертвовать, чтобы спасти весь мир?

Корреспондент "РГ" встретилась с режиссером.

На удивительный, смелый шаг вы, Галина, решились! Культовый фильм Тарковского знают и любят, он стал событием в мире кино. И вдруг спектакль…С какой инсценировкой вы работали?

Галина Зальцман: Это подстрочник фильма, который Тарковский записывал, когда снимал кино. Его можно найти в интернете. Но мы с ним серьезно поработали, что-то сократили, добавили новые тексты, перемонтировали порядок сцен. Коррекция нужна была, потому что у театра свои законы, приемы, отличные от кино. Хотя сценарий этого фильма очень подходит для театральной сцены, это почти чеховская пьеса. Или ибсеновская. Или притворяется ею.

"Жертвоприношение" Тарковского - философская драма. У вас - театр абсурда.

Галина Зальцман: Да, как мне кажется, взгляд автора фильма на его персонажей более эмпатийный и философский, это рефлексирующая интеллигенция, находящая опору в искусстве, эти люди говорят об утрате веры, но, кажется, еще верят или по крайней мере страдают об этой утрате. Нам хотелось сместить угол зрения, потому что век сейчас другой, и персонажи этой истории сегодня - это запутавшаяся интеллигенция, которая все знает о Бахе, но не может расслышать в его музыке Бога, люди, живущие во времена, когда вера очень трудна. В очень похожее время родился театр абсурда - как попытка ответить на вопрос - как относиться к миру, который вывернулся наизнанку.

Александринцы выпускают премьеру, основанную на библейском сюжете

Пьеса "Жертвоприношение" только притворяется пьесой, похожей на жизнь, на логичную картину мира, да и сама наша жизнь только притворяется похожей на жизнь. Хотя можно ли найти логику в мире, который готов разлететься на куски? Особенно логику продолжения жизни, планов на будущее, например, и прочее. Это же чистый абсурд. Про это "Жертвоприношение".

Вы поклонница творчества Тарковского?

Галина Зальцман: Я вообще люблю кино и не только Тарковского. Мне нравится работать с киносценариями в театре - уже не один поставила на сцене.

Какие еще?

Галина Зальцман: "Я нанял убийцу" по сценарию финского режиссера Аки Каурисмяки, "Молодость" китайского режиссера Фэна Сяогана, "Рассекая волны" Ларса фон Триера, "Облако-рай" Николая Досталя и другие.

Почему вы выбрали именно этот сценарий Тарковского?

Галина Зальцман: Это продиктовано моим переживанием о мире сегодня. Очень агрессивная среда, новости, разговоры, с ними связанные, непонимание настоящих процессов, ощущение нависшей катастрофы. Мне и вспомнился последний фильм Тарковского "Жертвоприношение". Кажется, это главный фильм о великой просьбе человека. Что мы можем исправить, когда мир летит в тартарары? Один человек против всего мира, хотя, на самом деле, здесь это частное и личное возведено в обобщение, в просьбу каждого, в просьбу человека вообще.

Имена героев - прежние, как в фильме. А время и место действия у вас не уточняются, не перенесены в сегодняшнюю Россию.

Галина Зальцман: Да. К сожалению или к счастью, проходят годы, а человечество продолжает ходить по кругу, ну, или по спирали. В 1986 году, когда Тарковский снимал это кино, было напряжение в обществе, и спустя четыре десятилетия мы снова возвращаемся в похожую точку, на следующем витке спирали. Тогда нас миновала катастрофа…

Время не уточняется, потому что уже было много таких времен. И неважно, в какой стране это происходит - Швеции, Америке, Новой Зеландии... Люди везде примерно одинаковы, и проблемы человеческие схожи. И если люди перестали любить друг друга, любить место, в котором живут, перестали верить в то, что существует Бог, то это может произойти в любом месте, в любое время. Вопрос в том, как с этим справиться, как человечеству продолжаться.

Замечательный артист Артем Цыпин снова получил у вас главную роль. Большая удача для актера иметь "своего" режиссера, как и для режиссера - любимого артиста.

Галина Зальцман: Я вообще, честно говоря, придумала этот спектакль для него, на него. Я знала, что только с ним мы сможем придумать и пересобрать "Жертвоприношение" Тарковского как новый текст, как новый, необходимый повод для разговора о том, что тревожит. У меня не было и мысли о каком-то другом актере, и если бы здесь не было Артема, то я не стала бы браться за "Жертвоприношение".

/ Владимир Постнов / Театр на Васильевском

С Артемом очень интересно работать, умный артист, пластичный. Кажется, мы работаем в тандеме, такое сотворчество дорогого стоит. В этом спектакле у нас вообще сложился хороший ансамбль. Репетиции были такими классными! Несмотря на то, что тема сложная, больная, острая. И было много различных сомнений и опасений. Но репетировали с большим счастьем, и я знаю, что артисты любят наш спектакль. Потому что он придуман каждым из них.

А какая отличная сценография!

Галина Зальцман: Семен Пастух - великий художник. Он очень здорово умеет решать пространство. Я выпустила с ним уже несколько спектаклей, мы хорошо слышим друг друга. Семен всегда предлагает интересные художественные решения, в том числе контрапунктирующие тексту, сопротивляющиеся ему и в итоге развивающие его. Тут мы с большим интересом обживали пространство, не все казалось удобным, но неудобство рождает новые пристройки, новое понимание места, вписанного в театральный зал, это не буквальный дом, это только его образ, образ утраченного рая. Это условный мир, а значит, нужно искать ключи к жизни внутри него, к существованию артистов в законе такого пространства.

Отметим и работу талантливого художника по костюмам Стефании Граурогкайте.

Галина Зальцман: Костюмы, с одной стороны, легко узнаваемые, с другой - Стефании удалось создать неуловимость времени. Вроде его и нет совсем, невзирая на то, что это не условные, а бытовые костюмы.

Действия на сцене сопровождает интересное видео. Специально выезжали с актерами на природу?

Псковский театр драмы проведет "Кулов-фест"

Галина Зальцман: То, что происходит на экране - это взгляд Малыша (то ли это сын героя, то ли маленький Александр…), это отдельный сюжет. Недалеко от Питера мы нашли отличную локацию под названием "Клен и дуб". В поле - два сросшихся дерева. Нам очень повезло. У нас был всего один съемочный день, надо было все успеть за этот день, и погода поменялась шесть раз! Мы ухватили весь ее спектр: солнце, ветер, дождь, облака - разные, а потом - сумерки, ночь… Все поймали. Тарковский, видимо, благоволил нам. Мы, во всяком случае, хотели бы в это верить.

На экране нет ни одного кадра из фильма. Но из уст героя на сцене однажды прозвучало: "так говорил Тарковский" (о музыке), что вызвало оживление в зале.

Галина Зальцман: Это шутка. Оммаж. Все знают, что спектакль сделан по сценарию Тарковского. Музыка Баха "Страсти по Матфею" звучит в фильме, и мы попытались поиронизировать - помахать Тарковскому из сегодняшнего дня, где Тарковский - это почти что Бах, а его слова о лучшем исполнении арии Петра Юлией Хамари - неоспоримая истина. Но это ирония. И не над Тарковским, а над нами самими, смотрящими, но не видящими, циничными и ироничными. То есть это даже ирония над иронией.

Тем временем

Галина Зальцман выпустила в Санкт-Петербургском ТЮЗе им. А. А. Брянцева премьеру спектакля "Первая любовь" по мотивам повести И. С. Тургенева.

Справка "РГ"

Галина Зальцман - режиссер, педагог. Окончила актерский факультет ГИТИСа (курс А. В. Бородина) и режиссерский факультет Театрального института им. Бориса Щукина (курс Ю. Н. Погребничко). А также магистратуру Школы-студии МХАТ (курс В.А.Рыжакова).

Сотрудничает с разными театрами: РАМТ, Театр Российской Армии, "Современник", "Шалом" и другими. Лауреат фестивалей "Solo", "Красноярская весна", "Территория", театров малых городов России (Театр Наций). Спектакль "Я нанял убийцу" в Шарыповском драматическом театре (Красноярский край) стал лауреатом специальной премии жюри "Золотой Маски" 2021 года.

Старший преподаватель кафедры мастерства актера в ГИТИСе.

"Жертвоприношение" - четвертая постановка Галины Зальцман в Театре на Васильевском. Спектакль "Семью восемь" (Камерная сцена) вошел в лонг-лист Российской национальной премии "Золотая маска" - 2022; "Земля Эльзы" (Большая сцена) - народные артисты России Наталья Кутасова и Сергей Паршин стали лауреатами Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучший актерский ансамбль в драматическом театре". Спектакль "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - лауреат премии "Золотой софит" 2023 года в номинации "Лучший актерский дуэт" (Артем Цыпин и Михаил Николаев).

Театр имени Ленсовета представил премьеру "Ромео и Джульетта"
Драматический театр Санкт-Петербург