10.12.2024 10:33
Воронежская область

Что мешает жителям Черноземья отдыхать в ближайших регионах

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Экономика Центрального округа: №280 (9522)
Загородные мини-отели со спа и прокатом спортивного инвентаря, мастер-классы на фермах, семейные программы с аниматорами, театрализованные экскурсии и путешествия по дворянским усадьбам - спектр предложений для поездок выходного дня в центральной России становится все популярнее. Бизнес активно развивает инфраструктуру для отдыха, но пока основной спрос формируют индивидуальные путешественники и "серые" организаторы групповых путешествий, а не туроператоры. Как проложить и раскрутить межрегиональные маршруты для туристов, обсудили специалисты отрасли из южных областей ЦФО на IX форуме предпринимателей в Воронеже.
Музей-заповедник "Дивногорье" с его пещерным комплексом - одно из мест паломнического туризма. / Кристина Бражникова/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Подстелить соломки

Для привлечения гостей нужна прежде всего инфраструктура - этот постулат эксперты выдвигают не первое десятилетие. Там, куда приехал или пришел турист, должна быть парковка, туалет и точка питания. С той вместимостью, которая позволит группе быстро решить все базовые вопросы, не теряя время в очередях. Успехи на этом фронте есть, но не сказать, чтобы выдающиеся. В центре миллионного Воронежа, к примеру, несложно найти заведение общепита на любой кошелек, с парковкой придется покумекать, а вот вопрос об уборных лучше не поднимать. Здесь вам не Москва и не Нижний - ищите торговый центр, просите товарищей покараулить у сломанной двери биотуалета… На междугородных трассах Черноземья (да и других регионов центральной России) автобусы с туристами нередко притормаживают "у кустиков".

Для чиновников развитие туризма ассоциируется прежде всего с наведением красоты: ровный тротуар, клумбы, наружная подсветка. Подход разумный, признает директор департамента экспедиций и туризма Русского географического общества Наталия Белякова:

- Туристы хотят быть "временными местными", поэтому для них работает все то же, что нужно для повседневной жизни. Вложения в развитие отрасли приносят пользу и обычным жителям города или сельской местности. Сегодня, допустим, популярны походы по благоустроенным экотропам (которые могут тянуться не один километр и переходить границы регионов).

Вице-мэр Воронежа Людмила Бородина напомнила о том, что в столице Черноземья три года подряд существует субсидия на компенсацию затрат на оборудование для развития туристической отрасли. С 2016 года (когда развитие отрасли гостеприимства вошло в официальную повестку органов власти) создано немало уютных общественных пространств. Бородина привела в пример парк "Орленок" и реконструкцию Петровской набережной, которая пусть и с задержками, но продолжается.

Для путешествий выходного дня самым естественным кажется выезд в окрестности своего города

- Планируем создать там дублер новогодней площади Ленина - с катком, дорогостоящим освещением, пунктами проката спортивного оборудования, точками питания. Продумываем событийную программу. На зимних каникулах в городе пройдет гастрофестиваль в рамках спорного, но интересного проекта "Воронеж - родина Нового года" (чтобы не раздражать краеведов, мы подчеркиваем, что это "петровская легенда"). Под одним брендом объединятся более 50 рестораторов, - сообщила вице-мэр.

Полсотни заведений - от кулинарий до ресторанов премиум-класса - изменят часть меню, подчеркнув "вкусную" связь с историей и новым годом. Похожим образом в 2024 году 15 кафе и ресторанов города проводили фестиваль завтраков.

Ставка на легенду

Инициаторы проекта "Воронеж - родина Нового года" готовы рассмотреть и другие форматы продвижения бренда. По замыслу, он станет приманкой, вокруг которой можно строить посещение объектов как в городе, так и на пути к нему - смотря откуда едет гость.

Идея состоит в том, чтобы застолбить за Воронежем неофициальный статус города, где Петр Первый издал указ о праздновании светского новолетия. Вокруг исторического обоснования уже сломано немало копий, но чиновники и местные туроператоры твердо уверены: надо хотя бы попробовать. Как выразился директор АНО "Центр туризма Воронежской области" Геннадий Малыш, к названию "Воронеж - родина Нового года" стоит дописать крупными буквами "Краеведы против", чтобы привлечь дополнительное внимание: "Протестуют люди, которые сами водят экскурсии без лицензии гида. Не нужно идти у них на поводу, нужно сотрудничать с теми, кто готов продавать новую идею".

БАМ туристический: золото в руках, перстень Байрона и Шаман-камень

- Как говорит мой руководитель, наш город стеснительный: вечно ищем объяснений, оправданий, подтверждений, документы архивные поднимаем, - улыбнулась директор Туристско-информационного центра Воронежа Екатерина Шрамко. - А другие без рефлексии берут и делают: Нижний Новгород - столица закатов…

Ее поддержал руководитель ГК "Федерация туризма" Александр Зяблов, подчеркнув, что "бизнес с историй" всегда вызывает споры. По его словам, стоит различать "сказки на ровном месте", когда для привлечения людей имитируют дольмены и древние лабиринты, копают пещеры и придумывают небылицы, и сказки, которые все же связаны с фактами.

- Мы десять лет возим в Воронеж регулярные сборные туры и чувствуем нехватку у города нормальной легенды, - заявил Зяблов. - У Мышкина есть мышь, у Йошкар-Олы - Ёшкин кот. У нас на "Котенка с улицы Лизюкова" туристы приезжали лет пять, потом интерес к нему остыл. И развить этот бренд не на чем. Есть анимационная студия "Воронеж", но там нельзя организовать экскурсии в том режиме, который подходит путешественникам. Плюс это скорее техническая сторона мультипликации, а наши клиенты едут в лайт-туры, где не надо ни о чем думать.

Туры на "родину Нового года" - с посещением развлекательного парка Нелжи, молочного производства "ЭкоНивы" и океанариума - компания уже продумывает. Но даты ставит на… февраль. Почему? Потому что в другие даты уже вписаны другие туры.

Куда россияне поедут отдыхать в декабре

Сторонники проекта готовы к тому, что эффект проявится не сразу. В ближайшие каникулы предполагается скорее обкатка самой идеи проводить зимой больше массовых мероприятий (увязанных с музейными и развлекательными программами) под единым брендом.

- Учитывая обстановку, не факт, что мы сможем себе это позволить уже в 2025 году. Но будем стараться: все равно на каникулы люди к нам едут, туроператоры везут группы, - пояснила директор Туристско-информационного центра Воронежа Екатерина Шрамко. - Нам кажется, что идея продуктивная, ведь уже раскрученные локации для новогоднего отдыха не смогут принять всех желающих. В Великом Устюге всего 17 тысяч жителей, отелей мало, логистика очень неудобная. Из Воронежа, например, надо добираться с пересадкой в Москве и Котласе: два билета на поезд плюс автобус. А в наш город добраться легко, для жителей юга и Крыма это ночь в поезде. Тут есть лесная резиденция Деда Мороза, где предложат качественную программу с рассказом о новогодних традициях.

Гид и организатор экскурсий Виталий Иванищев одобрил саму идею, но обратил внимание на то, что посещение на каникулах основных объектов - музеев Воронежа и той же Нелжи - уже разбронировано по часам. А альтернатив, в том числе для гуляний на свежем воздухе, не предлагается.

В 2025 году на Каспии начнет курсировать новый круизный лайнер

- Площадь Ленина замечательно украсят, но кроме фотографий, там делать нечего. Можно устроить хотя бы объединенную прогулочную зону - Кольцовский сквер, площадки у Никитинской библиотеки и театра оперы и балета, чтобы трафик в центре не падал, - предложил он.

Представитель мэрии восприняла это как утопию, напомнив о "градусе напряжения" и повышенных мерах безопасности, которые не позволяют проводить мероприятия с большим скоплением народа. Иванищев резонно возразил, что собирать по 10 тысяч фанатов на футбольном стадионе в том же центре города этот градус почему-то не мешает. К слову, летом в Воронеже из-за воздушных угроз отменили ряд небольших событий (вроде фестиваля в мини-дворике музея имени Крамского), но вскоре - аккурат к домашнему матчу "Факела" - ограничения сняли.

Не мешает познакомиться

Для путешествий выходного дня самым естественным кажется выезд в окрестности своего города или ближайшие регионы. Идея маршрутов внутри Черноземья лежит на поверхности, но предложений такого рода не то чтобы много. Чаще всего соединяют самые известные достопримечательности: например, комбинируя посещение монастырей, музеев и заповедников Воронежской и Липецкой областей. Между тем в регионах масса прекрасных нехоженых мест - частные музеи, дворянские усадьбы (причем не всегда в виде руин), сафари-парки.

- В Задонске, который знаком паломникам, развивают филатуризм, готовы добавить в маршруты и гастрономическую составляющую. Гастроужины и встречи бренд-шефов организует "Кудыкина гора", которую знают благодаря гигантскому Горынычу. Созданы базы отдыха на нескольких старинных усадьбах. В имении Семенова-Тянь-Шанского, например, ищут партнеров-инвесторов, чтобы построить на соседних участках отели и кафе, - рассказада замдиректора Центра туризма "Липецкая земля" Юлия Мякотных.

РГО представило путешествия по заповедным территориям Камчатки

Примеры межрегионального сотрудничества уже есть. Так, Липецкий археологический парк "Аргамач" планирует совместные программы с белгородской крепостью "Яблонов" (которая готова предоставлять места под точки питания бесплатно) - туристам расскажут об истории засечной черты. С Орлом и Курском белгородцев объединяет тема Великой Отечественной и маршруты промышленного туризма.

Облегчает путешествия возможность добраться до соседнего областного центра на электричке или рельсовом автобусе. Дополнительные рейсы в последние годы вводятся как раз к выходным. Замначальника ЮВЖД Денис Вакуленко подчеркнул, что при наличии запроса со стороны муниципалитетов или региональных администраций и готовности субсидировать маршруты эту практику можно расширить.

- Например, мы вводили электрички для зрителей рок-фестиваля "Чернозем" - если бы они ехали на автобусах, потребовалось бы 375 машин. В зависимости от задач можно запускать ретропоезда или экскурсионные вагоны, строить дополнительные платформы - как сделали на территории музея-заповедника "Прохоровское поле", где очень большое расстояние между объектами показа, или в Воронежском биосферном заповеднике для поезда "Бобренок". В Белгородской области у нас ходит тематический поезд для школьников "Дороги мужества" с мультимедийным контентом - показываем участок железной дороги, построенный в 1940-е за 32 дня, - сообщил Вакуленко.

Правительство России распространило электронные визы на новые государства

Детский туризм способен стать одной из главных точек роста на межрегиональных маршрутах, подчеркнула президент ассоциации развития туризма Тамбовской области Галина Гриднева:

- Мы второй год лидируем по этому направлению, развиваем его с соседями - Пензой и Липецком. Вариантов масса - можно показать разные заповедники и музеи, мемориальные зоны и предприятия, где выращивают яблоки или делают зефир. Причем промо-ролики для маршрутов у нас профессионально записывают сами подростки. Возить можно круглый год - на каникулах, в рамках внеурочной деятельности, с образовательными целями. У нас разработаны предложения и на два-три дня, но иногородние группы обычно выбирают самые короткие программы. И, увы, зачастую идут по пути самодеятельности, не обращаясь к туроператорам, а обходясь своими силами. Подешевле, побыстрее, как бы поудобнее. Но давайте делать так, чтобы гости из Воронежа посещали в Тамбове не только усадьбу Асеевых! Мы, конечно, тоже многое упускаем - не знаем толком Белгород, с Липецком пока мало взаимодействуем. Есть поле для развития, но оно должно быть взаимовыгодным.

Между тем тропу в Черноземье уже набили соседи с юга. Так, туроператор из Таганрога "Судаков Тревел" активно возит в Воронежскую область группы через Ростов.

МЭР: В отказе приема старых долларов за рубежом нет признаков ущемления россиян

- У нас общая история, расстояние между городами удобное для туров выходного дня, - пояснила выбор директор компании Наталья Судакова. - Интерес к таким поездкам в 2024 году вырос на 15-20 процентов. По Воронежской области у нас много гастрономических, событийных и паломнических поездок. Посещаем Дивногорье, Веневитиново, Рамонь, Задонск, Центральный рынок… А в Нелже мы просто прописались! И хотим расширить спектр туров на три дня и две ночи по Воронежской области.

Масштабировать эту практику в макрорегионе мешает состояние дорожной сети и дефицит кадров, считает сооснователь Клуба отельеров Черноземья, эксперт по маркетингу в туризме Наталья Родионцева. В отелях, по ее словам, "провал с администраторами, горничными, поварами и официантами", спрос на поездки слишком привязан к летнему сезону, кооперация между участниками рынка очень слаба. Влияет и политическая ситуация, на фоне которой снизился интерес инвесторов к регионам, близким к линии фронта.

Воронежская область